Ви є тут

Отношение к здоровью как социокультурный феномен

Автор: 
Журавлева Ирина Владимировна
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192534
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................4
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
1.1. Исторические особенности трансформации отношения
к здоровью.....................................................21
1.2. Концептуальные подходы и теоретико-методологические
направления изучения отношения к здоровью......................32
1.3. Определение понятия «здоровье».................................49
1.4. «Отношение к здоровью» как социологическое понятие.............61
И. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ НА УРОВНЕ ИНДИВИДА
2.1. Самооценка здоровья............................................80
2.2. Здоровье как жизненная ценность................................88
2.3. Удовлетворенность индивида здоровьем и жизнью в целом..........95
2.4. Деятельность индивида по сохранению здоровья...................98
III. ПОКАЗАТЕЛИ ОТНОШЕНИЯ К ОБЩЕСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ
3.1. Традиционные показатели оценки состояния здоровья населения 123
3.2. Комплексные показатели общественного здоровья.................143
3.3. Социальные нормы в отношении общественной
ценности здоровья.............................................155
3.4. Социальная политика в сфере общественного здоровья............162
IV. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ И ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ
4.1. Классификация и структура факторов, формирующих здоровье 189
4.2. Биомедицинские факторы здоровья...............................202
4.3. Социально-экономические факторы здоровья......................207
4.4. Поведенческие факторы здоровья................................216
4.5. Социально-демографические факторы здоровья....................234
4.6. Этнокультурные факторы, влияющие на здоровье..................245
4.7. Психосоциальные факторы и здоровье............................255
3
V. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
5.1. Институт семьи как субъект первичной социализации
индивида в сфере здоровья......................................267
5.2. Школа как субъект формирования здоровья и
отношения к нему...............................................279
5.3. Система здравоохранения и здоровье.............................298
5.4. Средства массовой информации в формировании здоровья...........308
5.5. Государство как институт охраны здоровья.......................322
VI. ! ЮВЫЕ ПОДХОДЫ В ОТНОШЕНИИ К ЗДОРОВЬЮ
6.1. Основные направления совершенствования здоровья
и отношения к нему..............................................335
6.2. Управление здоровьем и возможности его реализации..............343
6.3. Практики ухода за телом........................................347
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................353
ЛИТЕРАТУРА..........................................................362
приложения..........................................................392
переменными поведения, через них внешние параметры (нормы, установки, социально-демографические факторы) оказывают влияние на поведение. Теория обоснованных действий была направлена на определение соотношения между мнениями, убеждениями и поведением индивида. Поведение, согласно теории, определяется установкой и субъективной нормой. Установка (отношение) - это собственные мнения индивида о возможных последствиях поведения и оценка - позитивная или негативная - результатов такого поведения. Субъективная норма - это мнение о возможной реакции других людей на подобное поведение и личностная мотивация соответствия таким ожиданиям.
Одна из сильных сторон этой теории - возможность количественно измерить каждый из компонентов (возможные последствия, оценки, возможные реакции, мотивировка соответствия нормам) и использовать их для точного предсказания поведения.
Все рассмотренные поведенческие модели имеют ряд общих черт. Они исходят из теории социальной мотивации, основаны на установках, убеждениях и на предположении, что по каждому виду поведения, связанного со здоровьем, может быть получено соотношение «затрат» и «выгод»1. В конкретных исследованиях обычно комбинируются элементы различных моделей.
Л
Известный исследователь поведения в области здоровья Mechanic D. на основе своих исследований пришел к выводу, что паттерны такого поведения являются частью жизненного стиля, характеризующего способность личности предвидеть проблемы и активно их преодолевать. Поведение, связанное со здоровьем, является частью таких паттернов, отражающих социальные ценности и включенность личности в культуру данного сообщества.
В соответствии с когнитивно-бихевиоральным подходом (Ivanevich Y., Matteson М.3) поведение, связанное со здоровьем, также рассматривают как
1 Гурвнч И.Н. Социальная психология здоровья. - СПб., 1999. - С. 410.
2 Mechanic D. Health and Behavior: Perspectives on Risk Prevention // Prevention in Health Psychology. Hanover, 1985. P. 6-17.
3 Ivanevich Y., Matteson M. Promoting the Individual's Health and Well-Being // Causes, Coping and Consequences of Street at Work. Chichester, 1989. P. 267-299.
элементы паттернов жизненного стиля, но при этом акцент делают на осознанности принимаемых индивидом решений. В связи со здоровьем решения разделяются по критерию ответственности личности за свое здоровье. Здравоохранение рассматривается как один из ресурсов здоровья.
В отечественной науке во 2-ой половине XX века при изучении поведения, связанного со здоровьем, традиционно выделялись такие виды поведения как гигиеническое - относящееся к здоровью, и медицинское -соответственно, к болезни. Со временем стало очевидно, что такое деление не соответствует современному уровню знаний и не отвечает практическим потребностями в данной сфере. К тому времени наибольшие наработки были достигнуты в социальной гигиене и социальной психологии, утверждавших, что здоровье населения формируется комплексом культурных, социально-экономических факторов, особенностями психики и психологии людей.1 Исследования в данных направлениях открыли новые перспективы в повышении уровня здоровья населения, увеличении эффективности системы здравоохранения.
Важный вклад в исследования общественного здоровья внесли труды
л
Семашко H.A. , которые способствовали институализации изучения социальных причин заболевания - продолжительности рабочего дня, жилищных условий, характера питания и т.п. Была доказана достоверная связь между социально-экономическим статусом, состоянием здоровья и смертностью. Высоко оценивая значение образования как фактора, влияющего на здоровье, Семашко H.A. ратовал за повышение уровня образованности, улучшение санитарного просвещения населения. Одним из первых он стал трактовать болезнь как социальное явление, выделив категорию социальных болезней (туберкулез, алкоголизм, венерические болезни).
Оригинальные взгляды на здоровье человека в социальнопсихологическом контексте были характерны для Сорокина П. Помимо
1 То мил им С.А. Демография и социальная гигиена. - М., 1973. - С. 48-49.
2 Семашко H.A. Избранные произведения. - М.: Медицина, 1967.