Ви є тут

Предпринимательские кадры : Социологический анализ состояния и перспектив формирования

Автор: 
Шитуев Валерий Анатольевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000248282
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ВВЕДЕНИЕ....................................... 3
2 Глава I РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА -ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО СЛОЯ
§ 1. Предпринимательство в России:
условия развития.......................... 12
§ 2. Проблемы формирования кадров в сфере
предпринимательства...................... 48
3. Глава И. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Общие подходы к формированию кадрового
предпринимательского потенциала........... 68
§ 2. Социально-психологические
характеристики предпринимателя........ 82
§ 3. Образовательная подготовка
предпринимателей......................... 101
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................... 120
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ........................ 125
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Российское общество сейчас переживает весьма болезненный процесс перехода к рыночным отношениям. К движущим силам ее бесспорно следует отнести предпринимательство. Рыночная экономика опирается прежде всего на предпринимательские структуры. Предпринимательство выступает своеобразным «пусковым механизмом», обеспечивающим всестороннюю интенсификацию производства, придающим экономической системе надлежащий динамизм. Именно предприимчивость должна прийти на смену' пассивности и инертности, нерешительности и иждивенчества.
Важность и актуальность разработки темы предпринимательства связаны с национально-историческими особенностями обстановки в которой сейчас идет развитие предпринимательства. В обществе, где в течение десятилетий понятие «предпринимательство» ассоциировалось в понятии людей с чем-то отрицательным, требуется приложить немалые усилия, чтобы, с одной стороны, раскрывать позитивную роль предпринимательства в обеспечении благосостояния и прогрессивного развития общества, а с другой - помочь посредством научных рекомендаций формированию цивилизованного корпуса предпринимателей. Научные исследования и вырабатываемые на их основе практические рекомендации могут и должны способствовать тому, чтобы громадный потенциал, заложенный в предпринимательстве, служил интересам общества: не только приводил к приумножению его материальных и духовных богатств, но и создавал благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов, свойственных любому индивиду.
Предпринимательские качества необходимы всем работникам, а не только руководителю. В инициативном и заинтересованном отношении
12
Глава I. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО СЛОЯ
§ 1. Предпринимательство в России: условия развитии
Под предпринимательством мы понимаем инициативную самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, под свою ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.
Предпринимательство является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.
Предпринимательская деятельность может быть
классифицирована, по мнению отечественных исследователей, по различным признакам: виду деятельности, формам собственности,
количеству собственников, организационно-правовым и организационноэкономическим формам, степени использования наемного труда и т.д. Так, по видам, предпринимательскую деятельность классифицируют на производственную, торговую, посредническую, финансовую, консультационную.1
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель, а объектом - товар, продукт, услуга, то есть то, что может удовлетворить чыо-либо потребность, и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.
Деятельность предпринимателя, если ее характеризовать в плане отношения субъекта к внешней среде, нельзя в полной мере отнести ни к
1 См.: Кудомичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство. - М.. 1995. - С. 85, 134.
14
(между индивидом и группой), преследующих определенные социальные цели в конкретных условиях времени и места. Предприниматель осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия: люди, социальная среда, оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает обратное воздействие на других индивидов и среду. В результате такая социальная общность становится социальной системой, целостностью, обладающей такими качествами, которых нет ни у одной из включенных в нее элементов в отдельности.
Вышеназванные аспекты предпринимательской деятельности непосредственно взаимодействуют друг с другом. Так, установление тесных экономических и социальных связей укрепляет менее устойчивые политические связи и отношения.
Поэтому политический аспект развития российского предпринимательства предполагает рассмотрение взаимосвязи и взаимодействия предпринимательства и власти. Уйти от этой, весьма деликатной проблемы, прикрываясь необходимостью деидеологизации экономики, невозможно: экономическая политика осуществляется вполне конкретными людьми, держащими в руках политическую власть, а, следовательно, и рычаги воздействия на экономику. Поэтому в экономической политике, в том числе, проводимой в отношении предпринимательства, всегда присутствуют элементы субъективизма. Особенно наглядно это прояв;1яется в настоящее время, когда многие экономические решения принимаются без уюта их экономической целесообразности и социально-экономических последствий, исходя только из политических соображений, когда смена правительств приводит к резкому изменению экономического курса, когда стимулируется развитие тех направлений предпринимательства, которые отвечают интересам власть имущих кругов.