Ви є тут

Политика государственной социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации в современных условиях : Социологический аспект

Автор: 
Капустина Сталина Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
277319
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к формированию политики государственной социальной поддержки семей с детьми.......................................................12
§1. Социальная политика в Российской Федерации: содержание, сущность и принципы......................12
§2. Государственная семейная политика как направление социальной политики..................................25
§3. Политика государственной социальной поддержки
семей с детьми в современных условиях.....................44
Глава 2. Реализация политики государственной социальной поддержки семей с детьми
в Российской Федерации.................................61
§1. Особенности социально-экономического положения
семей с детьми в современных условиях и их
социальная защита.........................................61
§2. Реализация политики государственной социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации......73
§3. Социологический анализ реализации политики государственной социальной поддержки семей с детьми в субъектах Российской Федерации.....................80
Заключение.....................................................116
Литература.....................................................118
Приложения.....................................................133
1. Программа социологического исследования политики государственной социальной поддержки семей
с детьми....................................................133
2. Социальная поддержка семей с детьми
(анкета эксперта)...........................................139
3. Результаты экспертных опросов социологического исследования................................................147
4. Рекомендации по совершенствованию политики государственной социальной поддержки семей с детьми
в современных условиях......................................156
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В период перехода к рыночной экономике и правовому обществу Россия оказалась в ситуации системного кризиса, кардинально изменившего условия жизни семей с детьми. Учитывая то, что значительная часть из них не сумела приспособиться к происшедшим в стране переменам, государство в своей социальной политике усилило акцент не только на социальной адаптации, по и на создании устойчивых компенсационных механизмов, обеспечивающих защиту и выживание семей с детьми с учетом специфических особенностей их типов в новых социально-экономических условиях. Реализация новой социальной политики государства вполне естественно потребовала серьезной научной переработки всей системы оказания поддержки семьям с детьми.
Научная разработка новых форм социальной поддержки семей с детьми необходима не только потому, что изменились условия жизни в стране, но и в связи с появлением глобальных факторов:
- кризисом института семьи, который выдвигает перед каждой семейной парой и обществом в целом качественно новые сложные проблемы, нуждающиеся в решении;
- технологизацией социальной жизни и ростом потребности в социальной защите и услугах профессионалов (специалистов и экспертов), имеющих специальные знания и навыки разрешения трудных жизненных ситуаций.
В Российской Федерации насчитывается более 40 млн. семей. Последствия социально-экономического кризиса привели к тому, что в 2002 г. $0,4% семей с одним ребенком, 62,3% - с двумя детьми и 74,3% - с тремя и более детьми оказались за чертой бедности1.
Проблемы бедности семей существенно сказываются на состоянии здоровья детей. Так, 39,3% детей рождаются с отклонениями в здоровье, более 70% подростков страдают различными патологиями2. Увеличивается число
1 Данные Госкомстата России.
г О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2002 год. - М., 2002. — С. 11.
3
доленным10. Другими словами, он описывает механизм компенсирования объективных социальных слабостей. Д.Смит, объясняя, почему социальная справедливость не должна зависеть только от стихии рыночных сил, указывает также на обусловленные географией возможности регионального неравенства, которые не могут быть ни устранены, ни обоснованы морально или социально11.
Для реализации принципа социальной справедливости был выработан такой институциональный инструмент, как «социальное государство» (welfare state). Его сущность заключается в признании равенства социальных прав всех его граждан, независимо от их индивидуальных или социальных особенностей \ Государство гарантирует всем гражданам обеспечение определенных социальных стандартов, которые выражаются в минимальной оплате труда, минимальной (в том числе социальной) пенсии, социальной помощи тем, чей доход ниже определенной величины (чаще всего это половина среднедушевого дохода для данной страны).
Однако еще одним, столь же важным для социального государства принципом является индивидуальная социальная ответственность. Это предполагает отказ от такого положения, когда «человек привычно протягивает руку за помощью, очень часто имея возможность для самостоятельного выхода из трудной жизненной ситуации, но не имея привычки к этому»13. Безусловно, есть индивиды, не способные к социальной ответственности, поскольку не обладают качеством ответственности вообще - например, инвалиды с сильными функциональными нарушениями, не позволяющими им осознавать и оценивать действительность или самостоятельно действовать в ней. В то же время существуют люди, которые предпочитают возлагать на других ответственность за свое социальное благосостояние, за свою семью, в силу привычки, иждивенческих установок, слабого развития личности. Политика социальных
' Роулз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск, 1995. - С. 158
' Смит Д. Региональное развитие и социальная справедливость // Регион. - 1994. - J&3. - С.5.
Теория социальной работы. - М., 1997. - С.23.
Кривиова Л.Н. Проблемы социального обслуживания па муниципальном уровне // Рос. журнал социальной роботы. - 1996. - №2. - С.72.
16
государств должна включать в себя механизмы поддержания объективно слабых индивидов и побуждения14 к труду тех, кто может себя обеспечить, но не хочет или не умет делать это.
В то же время активные, предприимчивые, социально сильные, способные индивиды должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами больший объем благ и услуг за свой труд15. Социальное государство не просто создает «правила игры», которые соблюдают социально-экономические субъекты - оно должно обеспечивать условия максимальной реализации прав и законных интересов индивидов; а реализация в деятельности, постановка и успешное достижение просоциальных целей - один из наиболее значимых факторов общественного прогресса.
Высокий уровень экономического развития современных стран Запада позволяет им выделять средства на социальное развитие и предотвращать многие социальные беды прежде, чем они примут угрожающие масштабы. Изучая сравнительную социальную эффективность различных технологий общественного воздействия, представители западных обществ пришли к мнению, что технологии наказания, кары являются наиболее дорогими и наименее действенными инструментами социального контроля16. В то же время такой регулирующий механизм, как свободный доступ к социальным ресурсам, помогает активным и честолюбивым представителям низших слоев общества приобрести социальные блага законными способами. Возможность получить качественное образование открывает путь к успешной карьере, достойному социальному статусу, власти и собственности.
В свое время еще П.А.Сорокин указывал, что каналами социальной циркуляции выступают такие профессиональные институты, как армия, церковь, государственная служба и т.д., а в качестве «социального лифта» выступает
“ Возможно, здесь речь может идти даже о принуждении к труду экономическими мерами, ибо длительный опыт существования патерналистских отношений в нашей стране серьезно размыл трудовую мотивацию именно у социально слабых субъектов.
15 Хайнце Р., Ольк Т.. Хидьберт И. Новое социальное государство: эн&пиз состояния и перспективы реформ // Экономика труда (развитые капиталистические страны). - М., 1991. - С. 118-132.
16 О кризисе наказания. Словарь-справочник социальной работы. - М., [997. - С. 143
17