Ви є тут

Прокоммунистические ориентации молодежи современной России

Автор: 
Михайлов Михаил Андреевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000290666
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОКОММУНИСТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ В
МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ......................................12
§ 1. Ценностные ориентации как предмет социологического изучения
12
§ 2. Содержание и структура прокоммунистических ориентаций
молодежи..........................................43
ГЛАВА И. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВЕННЫХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОКОММУНИСТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ В СРЕДЕ
РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ...................................70
§1. Анализ данных всероссийских мониторингов ’’Молодежь России”
и ’’Молодежь в современном обществе”..............70
§2. Противостояние “коммунистов” и “фашистов” в среде учащейся
молодежи (кейс стади).............................90
§3. Основные характеристики социального облика молодых
коммунистов......................................109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................123
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................128
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Советский период развития России неразрывно связан с коммунистической идеей. Конституция СССР утверждала высшей целью Советского государства построение бесклассового коммунистического общества и определяла среди главных задач социалистического общенародного государства "совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистического общества". Идеи научного коммунизма были закреплены в качестве государственной идеологии. Молодежь проходила социализацию под лозунгами коммунистического воспитания нового поколения. Коммунистическая ориентация в образовании, в формировании мировоззрения молодежи проводилась последовательно и крайне жестко, любые отклонения беспощадно пресекались.
Исследования советского времени зафиксировали высокую значимость коммунистической идеи в ценностных ориентациях молодого поколения. Однако в период перестройки отказ основной массы молодежи от марксистско-ленинской идеологии поставил вопрос о фиктивности ранее полученных данных относительно ценностных ориентаций молодежи. Исследования, проводившиеся в рамках партийных и комсомольских учебных и научных учреждений, были дискредитированы как тенденциозные и слабьте в теоретическом и методическом отношениях. Хотя подобные недостатки действительно имели место, однако ими невозможно объяснить реальные процессы в общественном сознании молодежи, в том числе и то обстоятельство, установленное в последние годы исследователями разных социологических школ, что в молодежной среде не только не исчезли полностью ценностные ориентации, связанные с коммунистической идеей, но отмечается и их рост.
Последнее обстоятельство является в высшей степени знаменательным и требующим прояснения, поскольку связано с перспективами политического развитая России. Оно содержит проблемную ситуацию, подлежащую изуче-
3
Первое, к чему в этой связи необходимо обратиться, — природа ценностей. Ее трактовки в современной отечественной социологии восходят к концепциям конца XIX — начала XX в., которые формировались в рамках складывавшихся тогда философских доктрин и социологических направлений. Выдвинутые в то время идеи относительно ценностей во многом сохранили свое значение и для новейших исследований по данной проблематики.
В понятийный словарь философии термин "ценность" ввел Рудольф Лотце. В его представлении ценность существует лишь в ее значимости для субъекта и в то же время объективна, обладая общезначимостью для индивидов. Появление этой точки зрения определяется, согласно Г. Риккерту, тем, что "Лотце хотел не только "исчислять" мир, но также и "понимать" его... Лишь действительное всегда остается непонятным. Понимать можно только "смысл" или "значение" вещи, а смысл и значение что бы то ни было имеет лишь по отношению к ценности. Во всех отношениях свободное от ценностей бытие вместе с тем лишено смысла и значения. Поэтому если хотеть "понимать", то нельзя игнорировать ценности"1.
Уже в первых попытках трактовки ценности проявились будущие альтернативы в ее понимании. Если одна группа философов и социологов развила представление об объективной природе ценности, то другая характеризовала ценность как позицию субъекта. Обе позиции нашли отражение в аксиологии — науки о ценностях, зарождение которой связывается с работами П. Лапи (1902) и Э. Гартмана (1908)2.
В современной общественной мысли полюсность в представлении о ценностях сохраняется.
Из объективного характера ценностей исходят последователи диспози-циональной концепции личности Гордона Олпорта, разработавшего еще в 30-60-е годы "тест изучения ценностей". Рассматривая эту концепцию среди
1 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. — М.: Республика, 1998. — С. 336.
2 См.: Быховский Б. Аксиология //Философская энциклопедия. — М.: Сов. Энциклопедия. I960. —Т. 1. —
С. 30.
13
современных теорий личности, Л. Хьелл и Д. Зиглер отмечают, что "в контексте теории черт данный тест иллюстрирует попытку Олпорта разложить чрезвычайно сложную составляющую личности (ценности) на измеряемые опытным путем элементы"3.
Субъективный взгляд представлен, в частности, в новейшей работе Дж. Сороса "Кризис мирового капитализма" (1998), в которой он утверждает, что если на теоретическом уровне познание имеет реальность в качестве объективного критерия, то "ценности не привязаны к реальности, они могут варьировать в гораздо большем диапазоне, чем когнитивные представления"4.
И объективно-идеалистическая, и субъективно-идеалистическая теории ценностей подвергались критике со стороны марксистских исследователей проблемы ценностей (В. П. Тугаринов, О. Г. Дробницкий5 и др.). Многие положения этой критики сохраняют свое значение и сегодня, однако развитие социологической теории позволяет увидеть в некоторых из раскритикованных в свое время теориях важные теоретико-методологические положения, которые заслуживают внимания в рамках данного исследования.
Особый интерес представляет теоретическая конструкция Генриха Рик-керта, которая существенно повлияла на становление социологической теории Макса Вебера6 и впоследствии в этой модифицированной форме стала одной из наиболее авторитетных теорий ценностей в современной социологии.
Теория Риккерта сложилась в рамках баденской школы неокантианства и основывалась на проведении границы между методами естественных и общественных ("исторических") наук. Сущность естественнонаучных понятий
‘ Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение: Пер. с англ. — СПб.: Питер. 1999. — С. 300-301.
4 Сорос Дж. Кризис мировою капитализма: Открытое общество в опасности: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1999. _ с. 82.
5 См. . Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. —Л.. Лсниздат, 1960; его же. Теория ценностей в
марксизме. —Л: Лениздат, 1968; Дробницкий О. Г. Міф оживших предметов: Проблема ценности и марксистская философия — М.: Политиздат. 1967; его же. Ценность // Философская энциклопедия. — М.: Сов. Энциклопедия, 1970. —Т. 5. — С. 462-463.
14