ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................... 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СЕМЬИ КАК
ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 14
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению социального института семьи................................ 14
1.2. Структурно-функциональные особенности института
семьи.................................................... 37
ГЛАВА 2. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР РИСКА СОЦИАЛЬНОГО
НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТСТВА........................... 57
2.1. Социальное неблагополучие детей и подростков: состояние и проблемы................................................... 57
2.2. Социальное неблагополучие детства в контексте семейных
отношений: региональный аспект............................. 77
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА......................................... 99
3.1. Семейная политика: проблемы и противоречия............ 99
3.2. Профилактика социального неблагополучия детей и подростков:
региональный подход....................................... 120
Заключение................................................ 142
Список использованных источников и научной литературы..... 146
Приложение 1. Групповая классификация безнадзорных и
беспризорных детей........................... 155
Приложение 2. Линейные распределения результатов опроса по теме
«Проблемы воспитания в современной семье» 156
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное российское общество сталкивается с глубокими изменениями базисных основ жизнедеятельности. Их следствием стало радикальное снижение уровня жизни многих социально уязвимых слоев, рост бедности, безработицы, миграции, что привело к существенным изменениям статусно-ролевых стратегий поведения значительного числа российских семей с детьми. Возникли новые социально-экономические формы их жизни, свидетельствующие о смене привычной системы ценностей и мотивов поведения. Их общей характеристикой является состояние неуверенности, социальной и психологической дезадаптации.
Особенно болезненно эти процессы отражаются на социализации детей и подростков, оказавшихся в зоне социального и экономического неблагополучия, высоких рисков для жизни. Наиболее остро проблема социального неблагополучия института детства проявилась в феномене детской беспризорности и безнадзорности, росте социального сиротства, ранней алкоголизации и наркотизации, курении, сквернословии и других формах социальной депривации несовершеннолетних.
Деформации подвергаются не только личностные и групповые отношения, но и институциональные основы семьи. Индикаторами их деформации служат показатели снижения рождаемости детей в расчете на одну семейную группу, увеличения числа семей, находящихся в социально опасном состоянии. Одной из характерных черт деформации института семьи является отнесение каждой пятой семейной группы к неполной по своему составу, что предопределяет скрытое, а затем и явное социальное неблагополучие детей.
Вектор неблагополучия детства в значительной мере обусловлен состоянием семейно-брачных отношений. С начала 80-х годов прошлого
3
изъяны и ограничения. Проблема понимания семьи как целостного явления состоит в адекватности применяемых концепций и терминологий.
Необходимо наличие таких концептуальных конструкций, которые способны зафиксировать характер и степень реализации общественных функций семьи на макроуровне в зависимости от внутригруппового взаимодействия членов семьи, которые одновременно стремятся удовлетворить и свои личные потребности (А.И. Антонов, В.М. Медков). Этому может соответствовать системный подход (Мацковский М.С., Антонов А.И., Медков В.М). Рассмотрение семьи как системы предполагает ее анализ на макро- и микроуровнях в пространственном и временном континууме.
Реконструкция взглядов классиков социологии на семью -необходимая историографическая предпосылка научного анализа семейных отношений.
Исходным моментом социологического изучения семьи является исторический метод, предложенный Л. Морганом, так как семейные отношения с самого начала человеческой истории были включены в ход исторического развития. Без изучения семьи как исторической категории нельзя понять ее социальную сущность. Современная наука полностью подтвердила правильность основных положений происхождения семьи Моргана, его парадигмальная концепция выдержала испытание временем и может быть отнесена к классической.
Основатель социологии Огюст Конт рассматривал семью с точки зрения социальной статики как универсальное общечеловеское явление. В «Курсе позитивной философии» семья рассматривается как подлинный социологический элемент.
Семья по О. Конту представляет собой «начало общества», «действенный элемент социального устройства», «истинную социальную единицу» или «клеточку» социальности. В семье биологическое выступает
4»
в единстве с социальным. Это созданный самой природой очаг альтруистических социальных чувств, благодаря которым общественный консенсус возвышается до уровня осознанной солидарности его членов; семейная жизнь - это «вечная школа» «общественности» и ее образец.
Семья есть живое воплощение социальной статики, т.е. упорядоченного состояния общества, взятого в момент покоя
Общество образуется из совокупностей семей. Человечество прошло последовательные исторические фазы от семьи, племени, нации до ^ государства.
Важнейшая функция семьи - передача традиций, которая обеспечивает в обществе социальную преемственность. Благодаря семье прошлое связывается с настоящим и будущим. В основе социального организма лежит разделение труда, которое обеспечивает общественную солидарность, так как развивает социальный инстинкт, заставляя каждую семью чувствовать зависимость от общества и участвовать в общественной ^ кооперации труда. Семья подчиняется неустранимому закону социальной
иерархии и субординации: женщина должна в ней повиноваться мужчине, а младший - старшим.
Таким образом, семья, несущая функции передачи традиций предшествующих поколений, обеспечивает важнейший социальный механизм прогресса.
Эмиль Дюркгсйм, продолжая контовские традиции позитивистского функционализма, рассматривает институт семьи как часть социальной реальности, включенной в универсальный природный порядок. Семья -устойчивое, основательное явление, подчиненное объективным законам бытия. Семья - форма коллективной жизни, форма ассоциации индивидов.
Тема социальной солидарности - главная в социологической теории
Л
Дюркгейма . Без солидарности общество и его институты теряют
»
16
- Київ+380960830922