Ви є тут

Хозяйственно-правовая культура российских менеджеров

Автор: 
Сухомлинов Сергей Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270270
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к анализу менеджмента в современной России 11
1.1. Слой менеджеров и его структура 11
1.2. Особенности социальной деятельности менеджеров
в современной России 26
Глава 2. Специфика социокультурного поведения современных российских менеджеров 42
2.1. Хозяйственно-правовая культура: национальные особенности 42
2.1.Хозяйственно-правовой этос современных российских менеджеров 55
Глава 3. Аксиоллогические основы «норматнвизации» поведения современных российских менеджеров 69
3.1. Социальные ценности, характерные для различных групп современных российских менеджеров 69
3.2. Проблемы «норматнвизации» социального поведения современных российских менеджеров 83
Заключение 103
Библиографический список использованной литературы 106
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Начало XXI в. ознаменовано переходом от человека экономического к человеку корпоративному, у которого интересы совместной деятельности доминируют над личными. Однако следует учесть, что это сложный социальный процесс, требующий определенных усилий общества. Ясная национальная концепция управления экономикой выполняет при этом роль важнейшего фактора долговременного объединения нации и служит стимулирующим условием развития производственного менеджмента. Однако, не менее важным фактором является развитие культурных параметров, институциональных функций менеджмента. Особенно значимы они в современной России, поскольку социальная трансформация сопровождается ценностными сдвигами, разрушением традиций, повышающих значимость возникающей новой культуры, а новые институциональные требования предъявляют субъектам управления задачи и ограничения, связанные с адаптацией к правилам рыночных отношений и «нормати-визации» поведения в новом правовом пространстве.
Культура менеджмента является важным ресурсом нации. По мнению одного из наиболее авторитетных специалистов в этой области, Питера Дру-кера, исторические успехи нации на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления. Поэтому одни страны прогрессируют, а другие нет. Однако, как свидетельствует мировой опыт, особая роль национального менеджмента может быть реализована лишь при благоприятных внутренних и внешних условиях. Это, в первую очередь, опора на объективные экономические законы, опробованные принципы рыночного хозяйствования, мировую практику успешного ведения бизнеса, здравый смысл.
На этом фоне в связи с реформой российской политической системы, преобразованиями в социально-экономической сфере чрезвычайно актуальными становятся вопросы, связанные с поиском новых подходов к проблематике культуры управления. Речь идет не только о решительном отказе от командно-административных методов руководства, структурной перестройке всей системы управления, но и о формировании принципиально новой хозяйственно-правовой культуры российских менеджеров.
10
сийских менеджеров определяются характером и уровнем институционализации рыночных отношений, а основная отличительная особенность принципов правового регулирования предпринимательской (хозяйственной) деятельности и менеджмента заключается в конституционной закрепленности соответствующих принципов, предопределяющих основные субъектные права и обязанности как предпринимателей, так государства.
Изложенные положения характеризуют основное приращение знания, связанное с проблемой хозяйственно-правовой культуры в системе современного российского менеджмента, достигнутое в диссертационном исследовании.
Апробация диссертации. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на аспирантских семинарах, где они получили положительную оценку. Основные выводы данной работы были изложены на двух Всероссийских научно-практических конференциях и отражены в двух публикациях, объемом 2,3 п. л.
Научно-практическая значимость диссертации. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области социологии, социальной философии, научного менеджмента и других дисциплин, связанных с изучением проблем адаптации человека к различным системам управления и с решением этих вопросов в условиях современной российской действительности. Их можно использовать в преподавании общих и специальных курсов социологии, социальной психологии, научного менеджмента и ряда других дисциплин. Они могут иметь определенное прикладное значение в сфере управления.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (по два параграфа в каждой), заключения, библиографического списка использованной литературы, состоящего из 167 источников. Общий объем диссертации составляет 115 страниц машинописного текста.
11
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА 1Л. Слой менеджеров и его структура
В настоящее время слово менеджер широко применяются в деловой и повседневной жизни. Его происхождение связывают со словом менеджмент. Однако, прежде всего, дадим определение этого понятия.
Английское слово менеджмент переводится на русский язык как управление, организация, руководство. В общем плане оно означает управление, то есть организацию и руководство тем или иным видом деятельности: производством, экономикой, финансами и другими сферами деловой жизни человека.
В литературе имеется много определений понятия «менеджмент». Приведем некоторые из них:
1) достижение целей организации посредством скоординированных усилий работающих в ней людей;
2) особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию);
3) процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации посредством скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов.1
И хотя эти определения очень различны, они, тем не менее, имеют три общие черты: обязательное наличие цели при управлении; особый, интеллектуальный характер этого вида деятельности; управление имеет место в организации. В третьем определении дополнительно к перечисленным чертам содержание менеджмента характеризуется как совокупность пяти процессов: планирования, организации, руководства, координации и контроля.
Проанализируем характеристики менеджмента, выделенные на основе анализа теории и практики управления.
1 Основы менеджмента и маркетинга / Под общ. ред. д.ф.н. проф. Седегова P.C. - Минск, 1995.; Основы предпринимательской деятельности / Под ред. проф. Власовой В.VI. - М., 1994.; Герчикова И.Н. Менеджмент. - М., 1995.