Ви є тут

Отношения этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России : региональный аспект

Автор: 
Карымова Любовь Сабирдзяновна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305517
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГ ИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ.................................19
1.1. Основные социологические подходы к пониманию категории «этническая общность»...................................19
1.2. Институциональные основы отношений этнических общностей....55
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ..................................97
2.1. Оценка состояния межэтнических отношений на уровне региона.97
2.2. Факторы, определяющие характер межэтнических отношений в условиях становления гражданского общества.............130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................179
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАН! 1ЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................190
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Отношения между этническими общностями могут стать решающим фактором нестабильности в мировом сообществе. Особенно ярко в новейшей истории это проявилось в ходе мировых войн и межэтнических конфликтов XX века.
В России как полиэтничном государстве проблема сохранения
стабильности в сфере этнических отношений, предотвращение межэтнической напряженности на современном этапе приобретает особую значимость в связи с социально-экономическими процессами последних десятилетий.
Во-первых, с распадом Советского Союза произошло ослабление
этнокультурных связей между Россией и республиками, входившими ранее в состав СССР. В последнее десятилетие наблюдаются тенденции их этноизоляционизма, осложнения отношений с Российской Федерацией. При этом гражданами России остаются представители этнических общностей,
исторически связанные с республиками, вышедшими из состава союзного государства. Напряженность в международных отношениях требует гармонизации отношений этнических общностей внутри страны, в том числе удовлетворения их этнокультурных потребностей.
Во-вторых, террористические акты, войны в Чечне, угрозы экстремизма, на всей территории страны вызвавшие страх перед выходцами с Северного Кавказа, создают преграды в отношениях между представителями этносов Северного Кавказа и другими этническими общностями, формируют отчуждение и взаимное недоверие, социальную напряженность в
межэтнических отношениях.
В-трстьих, изменение соотношения этнических общностей внутри страны (в СССР доля русских не превышала 55 процентов, сегодня в России представители других этнических общностей составляют менее 20 процентов) способствует развитию таких проблем как рост национализма в обыденном сознании, бытовой шовинизм.
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ
1.1. Основные социологические подходы к пониманию категории «этническая общность»
Понятие социальной общности в истории общественной мысли не является новым. Оно было непосредственно связано с одной из наиболее значимых социальных структур традиционного общества, - общиной. Община становилась основой для формирования ряда социальных общностей -семейных, этнических, профессиональных, религиозных и других. В социологии термин «общность» используется, начиная с XIX века. Так, Г.Е. Зборовский1 отмечает, что предпосылки теории социальной общности можно обнаружит!, в работах О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера.
л
К примеру, некоторое количество людей, согласно Г. Зим мелю , становится социальной общностью не потому, что им приписывается предметное содержание, побуждающее к объединению, а потому, что их связь приобретает характер взаимовлияния и взаимоопределения (взаимодействия). «Обобществление» (Vergesellschaftung) и есть та форма, в какой «отдельные индивиды образуют единство».
Но наиболее широко понятие «общность» стало применяться социологами в 20 веке.
Его употребление связано, в том числе, с исследованием таких универсальных общностей людей как род, племя, семья, этнос, а также локальных культурных общностей. Достаточно популярным всегда было изучение этнических общностей, выявление их признаков, особенностей формирования и изменения.
1 Зборовский Г.Е. Теория социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный у-т, 2009. С.44
2 Зиммель Г. Избранное. В 2 т. Т.1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996
19
Одним из первых исследовать общности стал немецкий социолог Ф. Теннис (1855-1936), автор работы «Община (общность) и общество» (1887), в которой он противопоставляет принцип «общества» и «общины» («общности»). Центральное понятие социологии Ф. Тенниса «Gemeinschaft» (в паре с «Gesellschaft») переводят либо как «община», либо как «сообщество», но, по мнению ряда исследователей, наиболее точное его значение - «общность».
Г.Е. Зборовский в своей работе «Теория социальной общности» указывает на то, что «некоторые отечественные авторы термин «gemeinschaft» переводили как «община», а не общность. В статье - послесловии к русскому переводу книги Ф/Генниса «Общность и общество» А.Ф. Филиппов1 детально анализирует лингвистические, этимологические и содержательные характеристики двух основных слов - понятий, вынесенных в ее заголовок. Нам кажутся наиболее верными перевод и трактовка термина «gemeinschaft» как общности. Г.Е. Зборовский также делает ссылку на перевод статьи Ф.Тенниса «Общность и общество» для немецкого «Настольного словаря по социологии» 1931г., выполненный А.Н. Малинкиным и опубликованный в «Социологическом журнале» (1998, № 3/4). Убедительно выглядит в этом отношении детальный терминологический комментарий автора названного перевода, в котором он, в частности, указывает: «Представляется, что перевод этого термина как «общность» более точен с филологической, корректен с логической и более адекватен с социологической точек зрения»2. Эта же позиция высказана и в «Энциклопедии социологии» под редакцией Грицанова А.А3.
Определяя основные характеристики общности и общества, Ф. Теннис исходит из своей главной методологической идеи о «сущностной воле» и «избирательной воле». Под первой он понимает общечеловеческое воление, способность хотеть, естественно и изначально присущую человеку,
1 Филиппов А.Ф. Ф. Теннис как основоположник немецкой социологии // История теоретической социологии. В 5 томах. Т. 2. Социология XIX века. Профессионализация социально-научного знания. - М.:, 1997. C.3I5
2 Малинкин А.Н. О жизни и творчестве Фердинанда Тенниса // Социологический журнал. 1998. № 3/4. С. 228
3 «Общность» и «Общество» - концепты социологического творчества Ф ТСнниса. Энциклопедия социологии под редакцией Грицанова А. А. [Электронный ресурс] //
!ittp://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article
20