СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТУРИЗМА.....................................................12
1.1 Основные подходы к рассмотрению туризма в российской и зарубежной традиции.....................................12
1.2 Туризм как объект социологического анализа............64
ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.........................................80
2.1 Влияние туризма на международную социокультурную интеграцию россиян в международный социум..........................80
2.2 Социокультурные интересы и досуговые потребности россиян в сфере туризма.................................................94
2.3 Перспективы развития туризма в России................113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................144
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................164
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. «Эпохой туризма» правомерно назвать вторую половину XX — начала XXI века: туризм стал неотъемлемой частью жизни общества развитых стран, одним из средств удовлетворения досуговых потребностей людей. По экспертным оценкам в этот период в мире ежегодно совершается до 900 млн. туристских поездок; в сфере туризма занято более 250 млн. человек (примерно 7-8% общей численности занятых в мировой экономике); на долю туризма приходится 7% общего объема инвестиций, примерно 10% мирового валового продукта, 5% общей суммы налоговых поступлений, треть мировой торговли услугами [177, с. 3]. Туризм - одна из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся отраслей экономики многих стран.
Наиболее характерными тенденциями международного туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также поиск приемлемых цен. В этом плане для развития международного туризма в России имеются большие возможности. В опубликованном в начале 2009 года рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий (ТГС1) Всемирного экономического форума Россия заняла 59-е место из 133 стран мира (в 2008 году - 64-е место), обогнав при этом Египет и Индию. По оценке Всемирной туристской организации потенциал России позволяег при соответствующем уровне развития инфраструктуры принимат ь до 40 млн. иностранных туристов и существенно увеличить внутренний туристский поток. Для этого необходимо создание развитой туристской индустрии, обеспечивающей условия для качественного обслуживания российских и иностранных граждан на территории России, что грсбует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.
3
Достаточно полный анализ подходов к определению понятия «туризм» дается в работе М.А.Жуковой [75, с. 87]. В результате анализа она делает вывод, что в настоящее время трудно говорить об однозначном его понимании. Более того, она считает, что сегодня понятие «туризм» не только по разному толкуется, но в его содержание зачастую вкладываются существенно различные явления, относящиеся к различным отраслям науки.
Имеющиеся в литературе определения туризма М.А.Жукова разделяет на две большие группы. В первую группу входят рабочие определения, которые носят узкоспециальный характер и касаются отдельных аспектов туризма (экономических, социальных, правовых и других) или его видовых особенностей. При помощи этих определений решаются конкретные задачи (например, статистическое представление туризма). К другой группе относятся концептуальные, или сущностные, дефиниции, которые охватывают предмет в целом и раскрывают внутреннее содержание туризма, заключающееся в единстве многообразия свойств и отношений.
В.Г.Сапрунова также указывает, что до сих пор отсутствует единство мнений по проблемам трактовки сущности туризма и его понятийного аппарата. Между тем, по мнению В.Г.Сапруновой, вопрос дефиниций, т.е. согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминологии туризма, является необходимым условием понимания явлений и процессов, характерных для туризма [165, с. 78].
В.Г.Сапрунова, в свою очередь, объединяет существующие определения туризма в три группы. В первую входят определения, характеризующие туризм как разновидность рекреации (расширенного воспроизводства физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека), систему и форму проведения свободного времени путем использования сферы услуг в походах и поездках, которые сочетают активный отдых и укрепление здоровья человека с повышением его общей культуры и образованности. В частности, в Манильской декларации по мировому туризму он определяется как вид активного отдыха, включающий путешествия по различным
16
регионам и странам, совершаемые с познавательными целями и сочетающие познание и элементы спорта. Такие определения имеют узкоспециальный характер и отражают только отдельные аспекты туризма или его видовые особенности.
Вторая группа определений характеризует туризм как форму миграции населения, связанную с актами передвижения, пространственного перемещения, путешествия. Эти определения используются в качестве инструментария в сфере статистики туризма.
И, наконец, третья группа определений характеризует туризм как сложное социально-экономическое явление, и (как это сделано у М.А.Жуковой) раскрывает его внутреннее содержание, выражающееся в единстве многообразия свойств и отношений.
На наличие множества разнообразных определений туризма, раскрывающих его различные стороны, указывают и другие авторы.
Так, например, Н.Е.Покровский пишет, что в обзоре восьмидесяти научных работ в области туризма и путешествий, осуществленном Д.Фрехтлингом, отмечено сорок три разных определений трех терминов — путешественник, турист и приезжающий [150, с. 162-163]. Подобные результаты, по мнению Н.Е.Покровского, выявляют недостаток координации в туристских исследованиях и затрудняют сравнение полученных данных.
Субъектной составляющей туризма выступает турист. В Оксфордском толковом словаре турист определяется как «кто-то, кто предпринимает тур или туры; тот, кто делает это в целях рекреации; кто путешествует ради удовольствия или из культурных потребностей; кто посещает некоторое количество мест из-за их достопримечательностей, пейзажей и т. п.» [246, с. 190]. Одно из первых определений туриста принадлежит Комитету- экспертов по вопросам статистики Лиги Наций (1937 г.). Оно получило международное признание и используется сегодня с некоторыми, поправками. В последние десятилетия проблема дефиниции туризма обсуждалась на совещаниях
17
- Київ+380960830922