Ви є тут

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями в регионе : по результатам социологических исследований

Автор: 
Куликова Надежда Ивановна
Тип роботи: 
по результатам социологических исследований
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
266
Артикул:
192059
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................13
Глава 1. Теоре Iш:о-методо логические основы исследования
социальной ре&Зшшгации детей с ограниченными возможностями 13
1.1. Основные научные подходы к анализу понятия «социальная реабилитация» детей с ограниченными возможностями...............13
1.2. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями
\
в рамках социологического знания................................26
1.3. Методология и методика исследования организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в регионе 45
Глава 2. Основные направления организации социальной реабилитации дегей с ограниченными возможностями.....................55
2.1. Организационно-технологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в регионе
(на примере Алтайского края)....................................55
2.2. Оценка экспертами организации социальной реабилитации детей
с ограниченными возможностями в регионе........................126
•и
2.3. Оптимизация процесса социальной реабилитации детей
с ограниченными возможностями в Алтайском крае.................138
Заключение ...................................................................186
Список использованной литературы....................................191
Приложения ...................................................... 215
2
Введение
Актуальность темы исследования. Здоровье населения России находится в критическом состоянии. Результаты фундаментальных исследований свидетельствуют о кризисном состоянии здоровья у представителей всех возрастных группах, особенно у детей. В России, как и во всем мире? наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможности. С конца XX столетия частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в два раза. При сохранении этой тенденции прогноз будущего для населения нашей страны крайне пессимистичен. Поэтому проблема сохранения здоровья населения, в частности, здоровья детей, становится приоритетной для государства.
Одним из направлений поддержки и охраны здоровья граждан является реабилитационная помощь. В связи с изменением нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность системы социальной поддержки населения, осуществляется переход социальных учреждений в государственную собственность. Эти изменения ведут к кардинальной трансформации формирования всей системы социальной поддержки и социальной реабилитации отдельных групп населения, в том числе и детей с ограниченными возможностями. Все это обусловливает необходимость осуществления социологических исследований регионального опыта социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Результаты / таких исследований будут способствовать совершенствованию социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями на основе инновационных подходов, адекватных современному состоянию социальной науки и социальной практики.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы социальной реабилитации населения являются объектом исследования различных наук: социологии, теории социальной работы, медицины, психологии, педагогики, дефектологии и т.д. Основными направлениями в теории социальной работы являются:
3
закрепления реабилитационных процессов. В данном случае речь идет о сопровождении процесса реабилитации на достаточно долгом промежутке времени и при участии специально подготовленного профессионалов.
Социальную реабилитацию рассматривают как интегральную характеристику, на которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации лиц с ограниченными возможностями[221;231].
Эффективность реабилитации напрямую зависит от степени личной заинтересованности и вовлеченности индивида в реабилитационный процесс. Поэтому социально-психологическая помощь, эмоциональная поддержка должны присутствовать на всех этапах реабилитации.
Таким образом, смысл социальной реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности па уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро-и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной • реабилитации, как процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой жизнедеятельности. Как было выявлено в ходе диссертационного исследования, наиболее адекватное определение социальной реабилитации, а также выделение ее основных направлений, видов и форм возможны в рамках социологического подхода[57;62].
25
1.2. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями в рамках социологического знания
Анализ социальных проблем инвалидизации в целом и социальной реабилитации инвалидов в частности осуществлялся в проблемном поле двух концептуальных социологических подходов: с точки зрения
социоцентрических теорий и на теоретико-методологической платформе , антропоцентризма. На основе социоцентрических теорий развития личности К.Маркса, Э. Дюркгейма, Г.Спенсера, Т. Парсона рассматривались социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения общества в целом.На основе антропоцентричсеского подхода Ф.Гидцингса,
Ж. Пиаже, Г. Тарда, Э. Эриксона, Ю. Хабермаса, Л.С.Выгодского, И.С.Кона, Г.М.Андреевой, А.В.Мудрика и других ученых раскрываются психологические . аспекты повседневного межличностного взаимодействия[267;с.15].
Для осмысления проблемы анализа инвалидности как социального феномена( инвалидность с социологической точки зрения это «ненормальная» норма или «ненормальное» отклонение) важной остается проблема социальной нормы, с разных сторон изучавшаяся такими учеными, как Э.Дюркгейм, М.Вебер, Р.Мертон, П.Бергер, Т.Лукман, П.Бурдье.Анализ социальных проблем инвалидизации в целом и социальной реабилитации в частности осуществляется в плоскости социологических концепций более общего уровня обобщения сущности этого социального явления- концепции социализации, разработанной А.И.Мухлаевой.
Т. Парсонсу принадлежит разработка социального понятия “роль больного ”, введенного в 1935 г. Гсндерсоном [27;с.51]. Рассматривая болезнь как форму социального отклонения, при которой индивид выполняет социальную роль, ученый разработал модель роли больного. Модель описывается четырьмя характеристиками: больной освобождается от обычных социальных обязанностей; больной индивид не считается
26