Ви є тут

Институциональные функции предпринимательства

Автор: 
Григорьян Андраник Арамович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000326302
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................
Глава I. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОН-НЫХ ' ПРЕДПОСЫЛОК ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА..............................
1.1. Теоретико-методологические подходы к исследованию социальной организации предпринимательства...............
1.2. Развитие предпринимательства в контексте организационного усложнения современного бизнеса......................
Глава II. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1. Особенности российской приватизации: обретение собственником новых институциональных функций..................
2.2. Институционализация предпринимательства и его социальных функций в России.....................................
Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА...
3.1. Институциональная роль предпринимательства в интеграции российского социума....................... *........
3.2. Инновационные функции предпринимательства в процессе социально-экономических преобразований............... .'
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................
ЛИТЕРАТУРА...............................................
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Исторический опыт частнопредпринимательской деятельности в новой России весьма невелик. Большая социально-экономическая значимость данного феномена всегда приковывает к нему исследовательское внимание, как и очевидная необходимость развития данного социального института. Однако на современном этапе социально-экономического реформирования в России интерес к исследованию предпринимательства связан уже не столько с общим комплексом проблем реформирования российской экономики, становления данного института, трансформации социальной структуры общества, сколько с функциями данного института, их качеством и полноценностью.
Осознание глубины и неотвратимости социально-экономических перемен в современном российском обществе не может заслонить функциональной, а зачастую и-институциональной слабости и недееспособности этого нового для России социального института. Постоянное падение объемов производства, финансовые и банковские кризисы, завершившиеся почти полным распадом банковской системы, неутешительные результаты приватизации так и не сумевшей сформировать эффективного собственника, волны несостоятельности как старых, еще советских предприятий, так и новых, возникших уже на предпринимательской волне, фирм, уход большей части бизнеса в серую и теневую экономическую зону свидетельствуют не только о сложности и противоречивости процесса становления рыночных отношений и ме-. ханизмов в новой России, но и о функциональной незрелости одного из ведущих социальных институтов в экономической сфере.
Социологический анализ подтверждает: российская действительность демонстрирует нерасчлененность важнейших институциональных функций в
13
Р.Каншльон, Д. де Трэси, Г.Мангольт и др. тирует большинству зарплату, получает право управлять дея-тельносгью этого большинства и присваивать соответствующую часть дохода.
Институциона-листы: Р.Коуз, О. Уильямсон Предпринимательство - особый регулирующий механизм, отличный от ценового и государственного и в чем-то альтернативен им. Предприниматель - субъект, совершающий выбор между контрактными отношениями свободного рынка и организацией фирмы в целях экономии трансакционных издержек
И.Ц 1умпетер и др. Предпринимательство - осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли, конституирующее три необходимых элемента: организационное действие, инициирование изменений, денежный доход как цель и критерий успеха. Предприниматели не образуют особой профессии или отдельного класса, это - функция, осуществляемая периодически разными субъектами. Предприниматель не обязательно сам изобретает новые комбинации, он осуществляет' их практически, имитируя чужой хозяйственный опыт. Сам процесс кругооборота капитала порождает принципиальную необходимость предпринимательства, как особой функции осуществления организационно-хозяйственной инновации.
Л.Мизес, Ф.Хайек Предприниматель действует в условиях принципиальной неполноты информации и потому не просто балансировщик рынка, а активный преобразователь и созидатель.
Г.Шмоллер, Ф.Тоссиг, М.Дракер Предпринимательство отличается активным, инновационным характером не только в выборе альтернатив распределения ресурсов, но и в создании новых рыночных возможностей.
14
Как видим, с тех пор как Р. Кантильон в XVIII веке ввел термин «предпринимательство», отражавший актуальные тенденции не только теоретического поиска, но и реальных процессов развития и становления рыночной экономики, сформировались несколько принципиально отличающихся подходов к предпринимательству:
• собственность на капитал и персонификация фирмы как сферы полномочных решений;
• организация производства - четвертый фактор производства, связанный с деперсонифицированным экономическим человеком - фирмой;
• • принятие риска и неопределенности экономического развития;
• регулирование экономической деятельности через контрактные отношения и организацию фирмы;
• инновационность, включающая три необходимых элемента: организационное действие, инициирование изменений, ориентация на успех в виде денежного дохода, как средства развития производства и реализации дальнейших хозяйственных планов.
Помимо разных подходов в научной литературе называется значительное число переменных, обозначающих многообразные видовые различия предпринимательской деятельности (см. табл. 2), личные свойства, необходимые для предпринимательства. Среди них:
• психологический склад, тип характера: интеллект и нацеленность на новое знание; воображение и изобретательность; личная энергия и воля к действию; сочетание ума и фантазии.
• личные качества: интуиция и чутье для обнаружения новых нестандартных путей; энергия и воля для отказа от устоявшихся порядков.
• движущие мотивы: получение прибыли; успех; свобода и самореализация; потребность в достижении.