Ви є тут

Основные направления формирования здорового образа жизни учащейся молодежи

Автор: 
Белова Наталья Ильинична
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
192210
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения здорового 13
образа жизни
1.1. Здоровый образ жизни как предмет социологического изучения 13
1.2. Концепция социального конструирования реальности в 38 применении к исследованию здорового образа жизни
Глава 2. Здоровый образ жизни учащейся молодежи: реальности и 61
перспективы
2.1. Здоровый образ жизни молодежи как социальный конструкт 61
2.2. Агенты и условия конструирования здорового образа жизни 102 учащейся молодежи в современной России
Заключение 134
Список использованных источников и литературы 137
Приложения
157
3
Введение
Актуальность исследования. Изучение здорового образа жизни молодежи обусловлено прежде всего критическим состоянием физического и духовного развития молодого поколения. Негативные тенденции здоровья молодежи усугубляют и без того сложную демографическую ситуацию в стране.
Анализ динамики состояния здоровья молодых россиян в возрасте 14-29 лет дает основание прогнозировать его ухудшение у взрослого населения в ближайшие 10-15 лет.[123] Сложившееся положение является следствием преобразований в социально-экономической сфере, сокращения оздоровительных учреждений и спортивных сооружений, нарастающего воздействия экологически вредных факторов, а также ведением нездорового образа жизни.
Основной причиной нарушений здоровья молодежи являются модели поведения, связанные с образом жизни молодого человека. При этом все большую роль в поддержании или ослаблении ее здоровья, оказывают поведенческие факторы риска: курение, алкоголь, употребление токсических и психоактивных веществ и др. Кроме того, молодежь вынуждена работать во все более неблагоприятных, экологически опасных условиях, приводящих к неизбежной деградации здоровья.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) еще в 80-е годы XX века выявила, что здоровье человека определяется образом жизни на 50-55%. Однако результаты исследований последних пяти лет позволяют говорить о том, что продолжительность жизни, жизнеспособность и активность современного человека, независимо от его социального статуса, уже на 70% зависят от образа жизни. [178]
В связи с этим исключительного внимания заслуживает формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) молодежи как особой социальнодемографической группы. Применительно к современному российскому обществу острота проблемы заключается, во-первых, в том, что темпы
16
А.Д. Адо), как целенаправленную жизнь, соответствующую требованиям биологической и социальной (трудовой и бытовой) среды (Е. Апостолов, Б. Махов). Социально здоровым индивидуумом следует считать того, кто содействует развитию общества (Т.В. Карсаевская, A.A. Горелова, А.Т. Шаталов). [68]
В современном «трехмерном» понимании здоровье, по мнению П. Пенчу, В. Павлид и Ю. Дорованту, считается качеством жизни, предполагающим диалектическое взаимодействие и взаимозависимость между физическим состоянием индивидуума, его психическими проявлениями, эмоциональными реакциями и социальной средой, в которой он живет. В этом смысле три компонента здоровья относятся, с физической точки зрения, к структуре и хорошему функционированию организма, а с психической и социальной точки зрения - к модели поведения личности, приспособленной к гармонично интегрированному комплексу отношений и влияний между личностями и обществом. [120]
Анализ научной литературы позволяет констатировать отсутствие общепринятой трактовки понятия «здоровье». Существующий ряд определений этой категории, основанных на различных методологических подходах и критериях, формируется как в рамках болезнецентрической, так и здоровьецентрической парадигм. Многообразие взглядов на сущность понятия «здоровье» в научной литературе и безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение в значительной степени объясняется тем, что здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого трудно выразить кратко и однозначно.
Исходя из рассмотренных нами выше перечисленных определений понятия «здоровья», выделяют несколько концептуальных моделей определений данного понятия. В каждой из них дается интерпретация специфического содержания понятия здоровья, раскрываются основная точка
17
зрения, идея и способ трактовки понятия здоровья, положенные в основу той или другой модели.
1. Медицинская, или функциональная модель. Это такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья. Здоровьем считается отсутствие болезней, их симптомов, а физиологические функции и взаимодействие систем организма характеризуется лишь с медицинской точки зрения.
2. Биомедицинская модель здоровья. Понятие здоровья содержит медицинские и биологические признаки и рассматривается как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья как биологически нормальное состояние и функционирование организма. В данной модели внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека и подчеркивается доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье. Например, необходимость учитывать влияние на человека биологических факторов и, прежде всего, его генетической обусловленности подтверждается данными современной науки.
3. Биосоциальная модель здоровья. Согласно этой концептуальной модели понятия здоровья в нее включаются биологические и социальные признаки. При этом биологические и социальные признаки рассматриваются в единстве, хотя социальным признакам придается приоритетное значение. В этом случае социальные закономерности для человека и его здоровья признаются ведущими, определяющими в его развитии как биологической особи.
Такой точки зрения придерживается видный российский ученый Ю.П. Лисицын. Нельзя не согласиться с мнением ученого о том, что невозможно определить здоровье и болезнь вообще, а следует говорить о здоровье и болезни людей. Это в свою очередь обязывает подходить к человеку не только как биологическому, животному организму, а существу биосоциальному. Поэтому здоровье человека может и должно