Содержание
Введение...............................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования
социальной идентичности..............................................18
1.1. Социальная идентичность как объект социологического анализа.....18
1.2. Концептуальные подходы к анализу динамики социума и социальной
идентичности.........................................................48
Глава 11. Институциональные основы трансформации социальной идентичности российского населения....................................72
2.1. Идентификации личности в семье..................................72
2.2. Образование как институт социализации и идентификации личности.. 105
2.3. Средства массовой коммуникации как фактор трансформации социальной идентичности..............................................142
2.4. Глобализация как фактор трансформации социальной идентичности... 175 Глава III. Социальная идентичность жителей России в контексте социокультурных изменений............................................206
3.1. Социокультурный базис формирования социальной идентичности российского населения................................................206
3.2. Социальная идентичность российского населения в переходный
период...............................................................234
*
3.3. Социальная идентичность российского населения в современных
социокультурных условиях.............................................272
Глава IV. Условия и тенденции формирования позитивной социальной идентичности российского населения...................................303
4.1. Построение социального государства как основа формирования позитивной социальной идентичности...................................303
4.2. Духовная безопасность и формирование национальной идентичности 328
Заключение...........................................................348
Литература...........................................................357
%у
Введение
Актуальность темы исследования определяется значимостью процесса формирования социальной идентичности как для теоретического осмысления нынешнего периода развития общества, так и для оценки практических тенденций и направленности происходящих в нем изменений.
Социальная идентичность особенным образом проявляется в эпоху социальных потрясений, крупных общественных перемен. Трансформация российского общества по пути преодоления советской социально-экономической, политической, социокультурной моделей в их различных проявлениях как на социетальном уровне, так и на уровне повседневности людей и широкого внедрения рыночных отношений затрагивает все пласты социальной жизни, институциональные формы социальности, векторы социального развития.
Социокультурные противоречия, социальная вариативность современного мира, неопределенность социальных ситуаций, многообразие принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, противоречивые аспекты взаимовлияния разных культур отражаются в самосознании различных групп населения. Происходит стирание устоявшихся культурных границ и ценностей социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе — кризис идентичности наблюдается не только на уровне самосознания отдельной личности, но и в рамках поколений.
С 1990-х гг. XX века по настоящее время макросоциальные институциональные изменения в российском обществе потребовали адекватной теоретико-методологической основы их объяснения. Интенсивный характер изменений, их деструктивные формы (кризисы, социальные и духовные потрясения, социальные конфликты и т.д.), разноплановые последствия привели к сосуществованию различных теорий общественных изменений и их инструментальному использованию. К числу таковых относятся теории модерниза-
включая юношескую идентификацию, возрастные кризисы, культурноисторические (или историко-культурные) тенденции формирования социальной идентичности53.
Классическим примером построения концептуальной схемы для серии исследований является «диспозиционная концепция регуляции социального поведения», разработанная В.А. Ядовым54. Основная идея, лежащая в основе этой концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение. Была предложена диспозиционная иерархия, в соответствии с которой разные уровни диспозиций оказывают влияние на разные уровни поведения. В настоящее время проблемы социальной идентичности привлекают внимание многих исследователей, становятся особо актуальными.
Так, теория символического ’ капитала П. Бурдье используется Н. Шматко и Ю. Качановым применительно к проблеме формирования идентичности у новых слоев общества и представителей элит, располагающим определенными видами капитала55.
На основе использования биографических методов выявляется так называемая «нарративная идентичность», концепции которой разрабатываются сторонниками французской школы36. Исследования с помощью этого метода получили довольно широкое распространение и направлены на изучение тендерной идентичности, идентичности депривированных слоев в частности бездомных. Исследования этнической идентичности наиболее представлены в отечественной исследовательском багаже последних лет. На основе когнитивной психологии и культурной антропологии, применяя метод идентифи-
55 Кон И.С. В поисках себя. Личносгь и ее самосознание. М., 1984; Он же. Открытие «Я». М., 1978; Он же. Психология старшеклассника. М., 1980; Он же. Социология личности. М., 1967.
*А Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. / Под ред. В.А. Ядова. Ленинград, 1979.
55 Качанов ЮЛ. Опыты о поле политики. М.: Институт экспериментальной социологии. 1994; Качанов Ю.Л., Шматко H.A. Семантические пространства социальной идентификации // Социальная идентификация личности / Под. ред. Ядова В.А. М.: ИС РАН. 1993. - С. 47-68. Качанов ЮЛ., Шматко H.A. Социальная идентичность как базовая метафора рефлексивного жизнеописания // Социальная идентификация личности. / Под. ред. Ядова В.А. М.: ИС РАН. 1994. - С. 235-263. '
56 Судьбы людей России / Под. ред. Семеновой В.В. Фотсепой Е.В. М., 1996.
36
кационных матриц Л.М. Дробижева и ее коллеги исследовали идентичность русских в иноязычной среде37.
JI. Ионин, отталкиваясь от традиции символического интеракционизма и феноменологии, предложил концепцию становления культурных форм, в рамках которой он соотносит понятие идентификации с понятием культурной инсценировки. Рассматривая несколько частных форм становления идентификации как культурной формы (на примере казаков, политических деятелей) он приходит к выводу, что в формирующемся полистилистическом пространстве (взамен моностилистического монокультурного, существовавшего в советской культуре) процесс идентификации индивидов «не начинается, а завершается формированием социального интереса, не завершается, а начинается предметной и поведенческой презентацией. Этот процесс, как бы обратный процессу возникновения культурной формы, можно определить как
58
процесс культурной инсценировки» .
В современных теориях идентичности явственно обозначилось их основная направленность - критика классических подходов с субъективистских позиций и анализ «модернистского проекта». Так, П. Бурдье противопоставляя объективистским теориям иную картину реальности, развивает теорию габитуса (предрасположенности) и на ее основе новую парадигму социост-руктурного подхода59. Не рассматривая напрямую проблему идентичности, он предлагает иные алгоритмы социо-сзратификационного анализа, что задает определенный угол зрения на проблему механизмов социально-классовой (слоевой) идентичности. Габитус воспроизводится средой, ассоциируемой с определенными условиями существования и является системой прочных приобретенных предрасположенностей (dispositions), или структурированных структур. Другими словами, габитус - продукт и одновременно творец инди-
v Дробижева Л.М, Аклаев А.Р., Корогеева В.В., Солдатова ГУ. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.,. 1996.
58 Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) II Социологические исследования. 1995. X" 4. - С. 6.
59 Бурдье П. Структуры, габитус, практики. // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995.-С. 17-39.
37
- Київ+380960830922