Ви є тут

Социальные функции семьи в процессе формирования здорового образа жизни учащейся молодежи : на материалах Республики Бурятия

Автор: 
Дэбэева Туяна Базаржаповна
Тип роботи: 
на материалах Республики Бурятия
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
161
Артикул:
191881
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................3
Глава 1. Методологические основы исследовании влияния семьи на
формирование ценностей здорового образа жизни учащейся
молодежи.....................................................14
1.1. Сущность понятия семьи как социального института.........14
1.2. Социальные функции семьи и их влияние на формирование ценностей здорового образа жизни..............................31
1.3. Влияние семьи на формирование здорового образа жизни учащейся молодежи как объект социологического
исследования.............................................52
Глава 2. Особенности развития института семьи в современных условиях и ее влияние на общественные отношения..............73
2.1. Особенности развития семейных отношений в Республике Бурятия на современном этапе..........................................73
2.2. Взаимное влияние факторов и тенденций развития семьи на формирование здорового образа жизни учащейся молодежи 87
2.3. Пути формирования ценностей здорового образа жизни учащейся молодежи.....................................................106
Заключение........................................................120
Список использованной литературы и источников......................125
Приложения....................................................... 139
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Здоровье населения страны является одним из наиболее значимых общецивилизационных показателей уровня развития любого общества, а этот показатель в значительной степени зависит от формирования здорового образа жизни людей. Особенно актуальны проблемы здорового образа жизни для Российской Федерации, где в конце ХХ-го - начале XXI веков сложилась крайне неблагоприятная демографическая ситуация, которая привела к абсолютному сокращению численности населения.
Государством предприняты меры по исправлению создавшегося положения, для чего реализуются масштабные национальные проекты, в том числе национальные проекты «Здоровье», «Образование» и «Демография». В целях реализации этих проектов привлекаются огромные финансовые, материальные, интеллектуальные ресурсы, используются возможности всех социальных институтов, модернизируется их деятельность. Большие возможности для решения проблемы «сбережения народа» имеет институт семьи, однако эти возможности еще не полностью раскрыты, нет необходимого научного обоснования их использования.
Выбор темы исследования обусловлен тем, что семья — одна из тех социальных сил, которая оказывает существенное влияние на общественную жизнь фактически во всех сферах жизнедеятельности. Это один из фундаментальных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом последующем поколении. Как необходимый компонент социальной структуры любого общества, семья выполняет многие социальные функции, связанные, прежде всего, с воспроизводством населения, преемственностью поколений, социализацией детей, а также с психологическими, экономическими, социальными и
15
выполняемых при этом функций. Противопоставив по функциональным характеристикам и природе связей семейную ассоциацию и политическую организацию, он выступил теоретическим предшественником концепций дихотомизации социальной структуры Ф. Тенниса и Э. Дюргейма («механический» и «органический» типы солидарности). Социальная статика
О. Конта опиралась на положение о том, что институты, верования и моральные ценности общества функционально взаимосвязаны, и объяснение любого социального явления в этой целостности подразумевает нахождение и описание закономерностей его взаимодействия с другими явлениями. Метод О. Конта, его обращение к анализу важнейших социальных институтов, их функций, структуры общества оказали значительное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли.
Свое продолжение институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Г. Спенсера. Именно он впервые в социологической науке употребил понятие «социальный институт». Определяющими факторами в развитии институтов общества Г. Спенсер считал борьбу за сосуществование с соседними обществами и с окружающей природной средой. Задача выживания общественного организма в условиях его эволюции и усложнение структур порождают, по Спенсеру, необходимость формирования особого рода регулятивного института. Соответственно социальный организм состоит из трех главных систем: регулятивной, производящей средства для жизни и распределительной. Г. Спенсер различал такие виды социальных институтов, как институты родства (брак, семья), экономические (распределительные), регулирующие (религия, политические организации). Итак, всякий социальный институт складывается как выполняющая определенные функции устойчивая структура социальных действий.
Рассмотрение социальных институтов в функциональном ключе продолжил Э. Дюркгейм, который придерживался идеи о позитивности общественных институтов, выступающих важнейшим средством
16
самореализации человека. Заметное внимание рассмотрению социальных институтов уделял К. Маркс, который анализировал институт майората, разделение труда, институты родового строя, частной собственности и т. п. Он понимал институты как исторически сложившиеся, обусловленные социальными, прежде всего производственными, отношениями формы организации и регулирования социальной деятельности.
В школе структурно-функционального анализа понятию «социальный институт» принадлежит одна из ведущих ролей. Т. Парсонс строит концептуальную модель общества, понимая его как систему социальных отношений и социальных институтов. Причем последнее трактуется как особым образом организованные «узлы», «связки» социальных отношений. В общей теории действия социальные институты выступают в качестве особых ценностно - нормативных комплексов, регулирующих поведение индивидов, и в качестве устойчивых конфигураций, образующих статусно - ролевую структуру общества22. Следует подчеркнуть, что нормативно-ролевое представление о социальных институтах, существующие в структурнофункциональном анализе, является наиболее распространенным не только в западной, но и отечественной социологической литературе.
В институционализме социальное поведение людей изучается в тесной связи с существующей системой социальных нормативных актов и институтов, необходимость возникновения которых приравнена к естественно - исторической закономерности. Социальные институты, с точки зрения институциональной социологии, предполагают сознательно регулируемую и организованную форму деятельности массы людей, воспроизведение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передаваемых из поколения в поколение. «Каждый социальный институт, входящий в определенную социальную
22 Приводится по: Гавра Д.П. Социальные институты // Социально-политический журнал. - 1998. -Хг 2. -С. 126