Ви є тут

Лица без определенного места жительства как маргинальная группа современного российского общества

Автор: 
Ермилова Анна Вячеславовна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193014
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание.
Введение.
Глава I. Лица без определенного места жительства и занятий - маргинальный аспект.
1.1. Теория маргинальности в западной и отечественной социологии.
1.2. Маргинальные процессы в России.
1.3. Лица без определенного места жительства
и занятий как маргинальный слой российского общества.
Глава II. Условия жизнедеятельности лиц без определенного места жительства (социологический анализ)
2.1. Социально-демографические характеристики лиц без определенного места жительства. .
2.2. Причины потери постоянного места жительства.
2.3. Анализ условий жизни и средств существования лиц без постоянного места жительства.
2.4. Состояние здоровья и психологическое самочувствие лиц без определенного места жительства и занятии.
2.5. Степень адаптированности лиц-бомж к условиям своего существования, их установка на будущее.
2.6. Отношение населения к лицам без определенного места жительства.
Выводы и рекомендации.
Заключение.
Список использованной литературы.
Пр мложения.
Введение.
Одной из важнейших проблем современного общества является деформация социальной структуры. Социальные перемещения в условиях "переходного периода" создают маргинальные, переходные статусы (позиции), которые становятся детерминирующими факторами маргинального состояния, сознания и поведения переживающих их индивидов и групп.
К тому же сложные преобразования социально-экономического уклада нашего общества выражаются в размытости общественных целей, дезориентации общественного, группового и индивидуального сознания, что приводит к осложнению проблем личности.
Рыночная экономика с ее конкуренцией, высоким уровнем безработицы, поляризацией доходов ускоряет процессы восходящей и нисходящей мобильности, но последняя приобретает «обвальный» характер. Растет слой маргиналов, выбитых (по объективным и субъективным причинам) из своей социокультурной среды и превратившихся в люмпенизированный слой (нищие, бродяги, бомжи). Негативные последствия для общества нарастания и углубления этого процесса ставят проблему социальной защиты лиц, утративших определенный социальный статус, в ряд актуальных.
В настоящий момент именно лица без определенного места жительства и занятий занимают в обществе маргинальную позицию по отношению к нему, которая, в свою очередь, ведет к деградации личности. По оценкам Института социально-экономических проблем народонаселения, численность бомжей в Российской Федерации на 1996-1997г.г. составляла 3,3 млн. человек от городского населения [41, С. 134]. Однако точной и достоверной статистики о численности бездомных не имеется, поскольку в силу специфики образа жизни эта категория лиц не поддается учету. Данная проблема, несомненно, является актуальной, так как лица без определенного места жительства и занятий сложились в определенную социальную группу, постоянно увеличивающуюся по составу преимущественно за счет лиц, вернувшихся из мест лишения
3
дезорганизовнность, ошеломленность, неспособность определить источник конфликта;
ощущение «неприступной стены», неприспособленности, неудачливости;
разочарованность, отчаяние;
разрушение «жизненной организации», психическая дезорганизация, бессмысленность существования;
эгоцентричность, честолюбие и агрессивность [65, С.70]
Наиболее важной чертой маргинального человека, по мнению Э. Стоунквиста, является «гибридность» - будь то «расовая» или «культурная». Маргинальный человек выступает своеобразным «тиглем», в котором переплавляются взаимодействующие культуры, общества и рождается новый культурный сплав. Стоунквист Э. рассматривает маргинального человека в качестве ключевой фигуры в процессах взаимопроникновения культур.
Делая акцент на этнопсихологических моментах, Э. Стоунквист рассматривает жизненный путь маргинального человека. Это серьезный шаг вперед по сравнению с Парком, который мало касался вопросов индивидуального развития маргинальной личности.
Стоунквист Э. выделяет три фазы эволюции «маргинального человека»:
1) индивид не осознает, что его собственная жизнь охвачена культурным конфликтом, он лишь «впитывает» господствующую культуру;
2) конфликт переживается осознанно - именно на этой стадии индивид становится «маргиналом»;
3) успешные и безуспешные поиски приспособления к ситуации конфликта [82, С.92-93].
Первая фаза соответствует поре так называемого защищенного детства, когда индивидуум еще не испытывает никаких внутренних конфликтов, еще не осознает в должной мере своей этнокультурной или расовой идентичности.
На второй стадии, когда расширяются социальные контакты и сопутствующие им конфликты юности, могут возникнуть кризисные ситуации
15
с конфликтом культурных ценностей и норм. Социальная адаптация требует от такого индивидуума мучительных поисков своего места в обществе.
На третьей стадии возможны несколько защитных реакций. Человек может успешно приспособиться и обрести внутренний покой, тем самым, выйдя за рамки маргинальности, перестав быть маргиналом, это, во-первых. Во-вторых, он может оставаться частично приспособленным, но все же маргинальным человеком. И, наконец, в-третьих, трудности приспособления могут оказаться, настолько велики, в сравнении с возможностями и способностями данного индивидуума, что он окажется не в состоянии приспособиться к сложившейся ситуации и постепенно дезорганизуется.
Анализируя характерные черты маргинальной личности, Э. Стоунквист подчеркивает, что они складываются «под влиянием общей ситуации, личного опыта, фазы жизненного цикла и, возможно, определенных или ранее приобретенных особенностей». И далее он делает одно существенное замечание, обращая внимание на то, что индивидуум не становится маргинальным человеком до тех пор, пока он не воспринимает конфликт (рас, культур, обществ и т.д.) как свою личную проблему. Переживание такого конфликта становится, следовательно, поворотным моментом в жизни индивидуума, когда, собственно, и происходит формирование характерных черт маргинальной личности. Данное переживание является настоящим шоком, поскольку предыдущие социальные контакты вроде бы позволили человеку идентифицировать себя с определенным культурным миром, теперь отказывающимся принимать и понимать его. «Он способен смотреть на себя уже с двух точек зрения, а так как эти точки зрения вступают в конфликт между собой, то этот конфликт отражается на психике индивидуума, становящегося дуальной личностью, то есть личностью, обладающей двойственным сознанием» [57, С.101].
Двойственность «сути маргинального человека» может вызывать у него как «комплекс неполноценности», так и «комплекс превосходства». Из этих комплексов возникают различные компенсаторные реакции - от этноцентризма