Ви є тут

Социализация учащейся молодежи в Республике Кыргызстан

Автор: 
Маткаримов Нурбек Толонбаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299585
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИА Л ИЗ АЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ........................16
1.1. Социализация молодежи: основные подходы
к се изучению............................................16
1.2. Социально-структурный подход к социализации учащейся молодежи.................................................50
2. ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СОВРЕМЕННОЙ КЫРГЫЗСТАНСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ.................................................82
2.1. Общественные условия в процессе общей социализации молодых
к ыргызеган це в....................................... 82
2.2. Социально-политические ориентации кыргызстанских
студентов...............................................113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................142
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................149
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета студента...........................162
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Анкета школьника..........................177
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Материалы первичного анализа эмпирических данных..................................................188
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Процесс вхождения человека в социум, его развитие во взаимодействии с обществом всегда привлекал внимание. Особую актуальность эта тема приобретает в современном Кыргызстане в условиях его продолжающейся вот уже второе десятилетие политической, социально-экономической и духовно-культурной трансформации, сопровождающейся процессами углубления социально-экономического неравенства; кризисом основных институтов социализации - семьи, школы, вуза; резким возрастанием (и не всегда положительным) влияния средств массовой коммуникации на общество.
Б этих условиях гражданская и политическая социализация молодых кыргызстанцев не может быть достаточно эффективной - значительная часть молодежи, достигая психологической и социальной зрелости, в большинстве своем остается индифферентной в 1ражданском и политическом плане.
Проблема усу1*убляется еще и тем, что сегодня в силу указанных трудностей все еще высока тенденция выезда молодых людей за границу. При этом, естественно, молодежь практически самоустраняется от политической жизни своей родины. К тому же если учесть тот факт, что она еще находится в процессе формирования культурных установок и ценностной системы (а формируются они в этом случае в чужеродном для них социуме), то процесс адаптации к своим условиям жизни по возвращении также может приобрести проблемный характер.
Подобная специфика социализационных и интеграционных процессов в современном Кыргызстане, а также проблема социальной и политической активности молодежи в трансформируемом обществе ставит непростые задачи как в практическом, так и в теоретическом планах. Ведь условием развития общества и его перспективой являются позиция и деятельность молодежи (особенно учащейся) в настоящем и будущем.
19
констатируем, что будущее общество можно увидеть в том новом поколении, которое уже актуально существует в настоящем времени в виде детского и молодежного сообщества. Во-вторых, актуально существующая молодежь есть потенциальное «взрослое» общество23. Таким образом, новизна и специфика решения вопроса о будущем в данном случае состоит в том, что в лице молодежи будущее существует в настоящем, и далее настоящее потенциально проецируется в будущее.
Как особый социальный феномен молодежный возраст имеет свои определенные характеристики. В современной социологии утверждается, что молодежь - это социально-демографическая группа, которая характеризуется границами возрастного признака 14 - 28 лет, отличается наибольшей интенсивностью психобиологического развития, а также наиболее активным поиском, принятием и освоением социальных ролей и достижением наиболее эффективного ролевого функционирования в рамках конкретно-исторических условий данного общества24.
Анализ реальной демографической и социально-экономической ситуации в Республике Кыргызстан в 2009 году поставил государство перед необходимостью сузить границы определения этой категории. В соответствии с новым Законом Кыргызской Республики от 25 июня 2009 года «Об основах государственной молодежной политики» к категории «молодежь» относятся граждане Кыргызской Республики и лица без гражданства в возрасте от 14 до 28 лет“ . Ранее возрастные рамки определялись с 14 до 35 лет.
Нижняя граница молодежного возраста обосновывается тем, что, во-первых, к 14 годам завершается физиологический процесс превращения
23 Иваненков С. П. Проблемы социализации современной молодежи. - СПб., 2008. -С. 42.
24 Емчура Т. Институты социализации молодежи транзитного общества: авторсф. дис. ... докт. соц. наук. - М., 2005. - С. 30 - 31.
25 Закон Кыргызской Республики «Об основах государственной молодежной политики». 25. 06. 2009.
20
ребенка в подростка, юношу или девушку, акселерация же способствует его ускорению. Во-вторых, именно с этого возраста он наиболее восприимчив в созидательном отношении, в силу чего воспитатели справедливо стремятся использовать этот возраст формирования у молодых людей трудовых, социально-профессиональных и нравственных навыков и качеств.
Верхняя граница ранее принималась исходя из того, что именно к этому возрасту человек окончательно осваивает политические, нравственные, духовные ценности общества, апробирует полученные знания в социальной практике, и к концу этого срока выходит на рынок труда, создает семью. Однако сейчас кыргызстанские власти решили приблизить рамки возрастных ограничений к тем, которые используются в соседних государствах. Но прежнее законодательство было более демократичней, так как включало в понятие «молодежь» больше возрастных когорт, но с другой оно некоторым образом стимулировало иждивенческие настроения до среднего возраста. Следует помнить, что закон о молодежи является социальным и содержит ряд закрепленных социальных льгот для молодого поколения, которыми наделяются люди, каковые в силу возрастных критериев и личностного развития должны восприниматься уже как зрелые граждане своей страны. Например, молодым семьям и гражданам предоставляются долгосрочные льготные кредиты на строительство или приобретение жилья. Предусмотрены серьезные льготы для молодежного предпринимательства, при создании общественных объединений, реально закреплены гарантии защиты социальных прав различных категорий молодежи - студентов, школьников и др.
Возраст в данном случае - не только демографическая категория, но и категория социологическая, характеризующая роли и функции, которые выполняют молодые люди на определенном этапе социализации. То есть категория «молодежь» выделяется на основе совокупности возрастных