Ви є тут

Применение новых информационных технологий в диагностике состояний социальной сферы

Автор: 
Гримоть Вячеслав Игнатьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000285965
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
' Введение.................................................................................... 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНЕ.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ.......................................................................... 9
1.1. Общая характеристика состояния социальной сферы Российской Федерации в системе внутренних угроз социально-экономической безопасности страны.......................... 9
1.2. Система социального управления: социальные и функциональные аспекты............ 15
1.3. Ресурсы социального развития региона как объект управления..................... 19
1.4 Методологические основы изучения процессов управления социально-экономическими сферами региона............................................................ 25
1.5. Понятие "ситуация". Классификация и типология социатьных ситуаций.............. 28
1.6. Система показателей для оценки социальной ситуации............................. 31
1.7. Проблемы информационного обеспечения оценки социальной ситуации в регионе 36
1.7.1. Методы сбора социологической информации...................................... 37
1.7.2. Социальные аспекты информатизации органов управления......................... 38
1.8. Состояние исследований в области ситуационного анализа мониторинга состояния социальной сферы региона. Постановка задачи исследования............................. 41
Выводы...................................................................................... 48
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ................................................................................... 49
2.1. Общие требования, предъявляемые к системе мониторинга социально-экономических ситуаций в регионах................................................................. 49
2.2. Система показателей социально-экономических ситуаций в регионах................ 50
2.3. Структура объективных и субъективных факторов, определяющих социально-политическую стабильность в регионах Российской Федерации............................ 55
2.4. Векторная формализация описания социально-политической ситуации в регионе...... 63
2.5. Теоретико-методологические основы мониторинга общественного мнения в интересах оценки социально-политической стабильности в регионе.................... 71
2.6. Структурная схема подсистемы оценки состояния социальной сферы региона......... 74
Выводы...................................................................................... 78
ГЛАВА 3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ ДИАГНОСТИКИ
СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧАЕМОЙ КЛАССИФИКАЦИИ.................................................. 80
3.1. Методы представления знаний в интеллектуальных системах информационной поддержки принятия решений по оценке состояний социальных сфер административно-территориальных общностей............................................ 80
3.2. Научно-методологические основы построения интеллектуальных систем информационной поддержки принятия решений (ИСППР) об оценках состояния социальных сфер регионов РФ, реализуемых на принципах обучаемой классификации 87
3.2.1. Общие принципы нечеткой классификации многомерных объектов................... 87
3.2.2. Методы опенки расстояний в пространстве образов описания ситуаций экономических состояний социальных сфер регионов........................................ 88
3.2.3. Принципы построения алгоритма размытой классификации социальных ситуаций в регионах РФ.......................................................................... 95
3.2.4. Алгоритм одномерной размытой классификации нечетко определенных объектов 95
3.3. Принципы построения систем поддержки принятия решения, реализуемые на
алгоритме многомерно размытой классификации..................................... 100
3.3.1. Общие требования к ИСГШР.................................................... 100
3.3.2. Структурно-функциональная организация процесса принятия решений в оценках социально-экономических ситуаций регионов РФ........................................ 103
3.3.3. Принципы построения ИСППР.................................................... ЮЗ
3.3.4. Принципы учета иерархического характера принимаемых решений об оценках состояний социальной сферы региона.................................................. 106
3.3.5. Принципы учета множественности целей при принятии решений об оценках состоянии социальных сфер в регионах РФ............................................. 111
3.3.6. Анализ динамических свойств ИСППР.......................................... 113
3.4. Принципы построения классификаторов прогноза стратификационного и
ориентационного векторов групп политических ориентаций региона................. 115
3.5. Методика анализа темпов развития социальной инфраструктуры территории........ 119
3.6. Методика определения рациональных пропорций разв1ггия социальных
инфраструктур территориально-административных общностей......................... 122
Выводы..................................................................................... 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................. 128
ЛИТЕРАТУРА................................................................................. 130
По подсчетам Всероссийского центра изучения общественного мнения, 80% населения живут в бедности, не имея необходимого прожиточного минимума.
К бедным относятся прежде всего работники бюджетных организаций и пенсионеры. Категория самых бедных включает в себя в основном многодетные и неполные семьи, семьи с большим числом иждивенцев и оплатой труда работающих, близкой к минимальной, одиноких пенсионеров и инвалидов. Характерно, что в наши дни обеспеченность работой не является гарантией от бедности. Более 60% основных кормильцев в бедных семьях имеют постоянную работу. Таким образом, реальные масштабы бедности в России определяются сегодня вовсе не отсутствием работы или низким социальнопрофессиональным статусом работающих, а низкой эффективностью нового распределительного механизма, учитывающего такие факторы, как включенность в предпринимательскую деятельность, наличие собственности, обладание ценными бумагами, место работы, род деятельности, возможность дополнительных заработков.
Рост безработицы, снижение уровня жизни и рост численности населения, живущего за чертой бедности, создают потенциал обострения социальной напряженности в обществе.
России необходима единая социальная политика, гарантирующая интеграцию субъектов Российской Федерации в направлении постепенного формирования единою социального пространства. Это особенно важно на современном этапе, когда новые явления в экономике регионов и особенности федеративных отношений оказывают значительное влияние на выбор направлений социальной политики и механизмов ее реализации. Степень дифференциации социально-экономического развития субъектов РФ продолжает возрастать. В итоге увеличивается число регионов, не способных самостоятельно решать социальные задачи.
Вес указанные тенденции существуют наряду с сокращением занятости, уменьшением доступности образования и медицины и, что особенно тревожно, с ростом смертности и падением рождаемости ведут к ухудшению качества жизни населения России. С известной условностью об этом факте можно судить по такому интегральному показателю, как валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. В 1998 г. он составил 32- 34% от аналогичного показателя в 1991 г. По этому показателю Россия оказалась ниже всех индустриально развитых стран.
Ситуацию в экономике усугубляют и резко сократившиеся объемы государственных инвестиций. В 1998 г. их объем в сопоставимых целях составлял к уровню 1992 г. мс-нее 25%. За этот же период более чем в 2 раза (с 2,95 до 1,45%) снизилась их доля в ВВП страны. Сокращается также доля государственных инвестиций в общих объемах капитальных вложений за счет всех источников финансирования (в 1998 г. этот показатель составил 8% про тив 11% в 1995 г.). Это значительно ниже порогового значения (25-30%).
Политика ограниченной государственной поддержки, направленная на привлечение частных инвестиций, практически терпит провал при действующем механизме бюджетного финансирования, акценты которого смещены в пользу решения тактических задач, несовместимых со стратегическими интересами эффективною вложения капитала в производство.
Сложная динамика социально-экономического развития в стране крайне негативно отражается на финансовом положении научно-технической сферы.
Серьезные экономические просчеты в определении направленности и динамики реформ привели к образованию общероссийского социального пространства с конфликтными свойствами и структурными противоречиями (рис. 1.1).
Как уже отмечено, наряду с общим падением жизненного уровня большинства населения в регионах наметилась устойчивая и неблагоприятная тенденция усиления диффе-
п
рснциации в уровнях доходов населения. Значительно обострилась демографическая ситуация. Естественная убыль населения (превышение смертности над рождаемостью) охватила абсолютное большинство территорий России. Большую тревогу вызывает естественная убыль населения в центральных районах, а также в Сибири и на Дальнем Востоке.
Непонимание отдельными группами собственных долгосрочных интересов; социальные и политические предрассудки влиятельных представителей этих групп, их амбиции, групповой эгоизм
і
Источники конфликтов в регионе
Социальные
конфликты
Динамическая форма социальных взаимоотношений, связанная с потенциально возможным или реальным столкновением субъектов на почве тех или иных противоречиво осознаваемых предпочтений, интересов или ценностей
Виды конфликтов
Природа конфликтов
Глобальные и локальные
Политические
і
Экологические
-51 Экономические
-Э Духовные
-з Этнические
Межнациональ-
ные
Ошибочные решения лидеров
Затруднения в поиске политического консенсуса
Решение крупных тактических задач
Несовершенство законодательной базы
Рис. 1.1. Классификация социальных конфликтов в регионе
Сложные проблемы региональной безопасности возникли в связи с миграцией населения. Особенно острый и социально взрывной характер имеет вынужденная миграция. По данным Федеральной миграционной службы, в настоящее время в России находится свыше 2 млн вынужденных мигрантов, в том числе около 1,5 млн официально зарегистрированных к началу 1997 г. Наибольший приток наблюдается из Таджикистана, Грузии, Азербайджана, Узбекистана, Кыргызстана, Молдовы и Казахстана. К этому надо добавить внутреннюю миграцию - Чечня, Дагестан.
Все большую остроту в регионах приобретают вопросы занятости населения, в первую очередь за счет накапливаемой на предприятиях латентной безработицы, проявляющейся
12