СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3-14
Глава I. Аномия и ее влияние на формирование
дисфункциональных процессов в российском обществе 15-47
1.1. Аномия современного российского
общества 15-29
1.2. Сущность понятия «торговля женщинами»: подходы и
решения 29-47
Глава И. Роль социальных субъектов в процессе торговли женщинами (на материалах Приморскою края) 48-90
11.1. Роль фирм по трудоустройству населения за рубежом
в торговле женщинами в целях сексуальной эксплуатации (социологический анализ) 48-63
11.2. Практика вербовки граждан, уязвимых для дискриминации
и эксплуатации на рынках труда, через Приморские СМИ 63-81
11.3. Гендерный дискурс-анализ рекламных объявлений о трудоустройстве российских граждан за рубежом и влияние оценок СМИ на устоявшиеся в обществе
• гендерные различия 81 -90
Глава ПТ. Перспективы противодействия торговле
людьми 91-158
III. 1. Информированность населения о проблеме торговли
людьми в Приморском крае (на материалах конкретносоциологического анализа) 91-123
Ш.2. Неправительственные организации как субъекты
противодействия торговле людьми 123-143
111.3. Рекомендации для создания региональной
программы по противодействию торговле людьми 143-158
Заключение 159-162
Список использованной литературы 163-185
г-
Введение
Актуальность исследования. В конце XX - начале XXI вв. Россия . переживает один из самых сложных периодов своей истории. Наряду, с позитивными результатами , экономических, социальных и политических реформ, проводимых в стране, возникли и усиливаются деструктивные процессы в самых различных проявлениях: от незначительных отступлений от социальных и моральных норм в повседневной жизни, которых никто не замечает, до патологических отклонений в сфере экономики, политики, духовной жизни, отношений между людьми. Причину подобных процессов многие социологи усматривали в недостаточности способов поддержания принятых в обществе образцов поведения. В этих условиях, отмечал,, например, Р. Мертон, любые новые модели действия могут привести к прямому нарушению норм-запретов, свойственных в данный момент этому обществу, к росту в нем всевозможных проявлений социальной аномии.
Среди негативных процессов, спровоцированных экономическими, и социальными событиями двух последних десятилетий в России, особое место занимает торговля людьми, которую действующие .= международные документы относят к числу самых тяжких преступлений против человечества. Сеть ее очень обширная, она включает в себя совершенно разные структуры, от мелких криминальных группировок до государственных организаций, и оказывает существенное, дестабилизирующее и негативное воздействие, как на само государство, так и на региональные сообщества. •
. Торговля людьми существует в разных формах, среди которых самой известной и наиболее часто встречающейся является продажа женщин в целях сексуальной эксплуатации. Актуальность исследования торговли женщинами в указанных целях обусловлена рядом обстоятельств, к которым относятся:
3
1
Э. Дюркгейм считал аномию признаком трансформирующегося общества при его переходе от традиционного к индустриальному состоянию, в процессе чего резко меняются структура, другие свойства и характеристики социума. Анализ явления аномии Дюркгейм начал с того, что любое живое существо может жить и чувствовать себя счастливым только при условии, что его потребности находят свое достаточное удовлетворение. Хотя всякое живое существо стремится к счастью, при этом для человека важно равновесие между стремлением к счастью и степенью удовлетворения. Если естественные потребности имеют естественные пределы, то социальные потребности не имеют естественных ограничений, они безграничны. Поскольку человек - существо социальное, то его стремление к благополучию, комфорту и роскоши, считает Дюркгейм, не может быть ограничено органическим или психическим строением человека. Границы этих потребностей может установить только-общество. Поведение личности тоже находится в зависимости от единства и прочности социума. И, если общество находится в кризисном состоянии, то установленные им социальные нормы утрачивают свое значение для личности. Вследствие чего личность превращается в раба своих страстей и желаний.
Члены общества интуитивно понимают необходимость следования социальным нормам, за исполнение или неисполнение которых полагается награда или наказание. Если жизнь общества стабильна, то его члены в условиях функционирования такого общества признают над собой власть коллективных требований и не пытаются их разрушить или, по крайней мере, соблюдают осторожность в. своих намерениях уклониться от их исполнения. Индивидуальные стремления заключены в этом случае в определенные рамки и имеют определенную цель. «В обществе с вполне установившейся организацией существование индивида возможно только в
17
том случае, если умственное и моральное строение его в равной степени определилось»1.
Однако развитие общества не всегда происходит ровно, в нем могут возникать и кризисные моменты. Они происходят либо вследствие трудных болезненных перемен, либо вследствие неожиданных, но конструктивных социальных преобразований. В такие кризисные моменты общество не может быстро перестроиться и правильно воздействовать на всех своих членов, поскольку в это время старые нормы и ценности уже не соответствуют для нового состояния общества, а новые нормы, еще не действуют, или они еще не полностью сформировались. Поэтому образуется ценностно-нормативный вакуум, который ослабляет регулирование социальных норм общества в результате непоследовательности, противоречивости и неопределенности, прежде всего, государственной политики в области социально-экономического и духовного развития.
Причины аномичности общества французский социолог связывал, прежде всего, с экономическими факторами, которые усложняют и общество, и его структуру.
В условиях, пока социальные силы, никем не контролируемые, не придут в состояние равновесия, их невозможно оценить, и поэтому некоторое время о какой-то регламентации нельзя вести речь, поскольку никто точно не знает, что можно, а что нельзя, на что можно претендовать, а какие претензии неуместны. Тогда модель традиционного общества с определенным набором ясных, однозначно трактуемых норм уступает место такому социуму, в котором индивиду не так просто среди противоречивых и многочисленных образцов и стандартов поведения и действия выявить те, которым можно подражать. Таким образом, аномия, согласно Дюркгейму, это состояние, при котором у индивида нет чувства принадлежности, надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.
1 Дюркгеим Э. Самоубийство. Социологический этюд. - М: Мысль, 1994. - С. 37.
18
- Київ+380960830922