Ви є тут

Среднее профессиональное образование как предмет социологического исследования: институциональный подход

Автор: 
Калугина Диана Александровна
Тип роботи: 
институциональный подход
Рік: 
2004
Артикул:
192815
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................2
Глава 1. Среднее профессиональное образование как социальный институт:
сущность, функции, проблемы исследования.....................15
1.1 .Теоретико-методологические основы институционального исследования среднего
профессионального образования................................15
1.2. Среднее профессиональное образование:
процесс развития и современное состояние.....................42
1.3. Функции среднего профессионального
образования как социального института........................61
Глава 2. Взаимодействие общностей
преподавателей и студентов в рамках института
среднего профессионального образования.......................98
2.1. Социальный портрет общностей студентов
и преподавателей.............................................98
2.2. Основные аспекты социального взаимодействия
в оценках преподавателей и студентов........................120
2.3. Модели модернизации института
среднего профессионального образования......................143
Заключение..................................................159
Библиография.................................................166
Введение
Актуальность исследования
Структурная перестройка российского общества, изменения в социал»-но-профессиональной сфере привели к тому, что образование, подобно многим социальным институтам, переживает процесс модернизации, воспринимая современные вызовы и отвечая на них формированием новых практик.
Развитие профессионального образования направлено на выявление способов его адаптации к требованиям современности и создание качествш-но новой профессиональной школы, способной занять как достойное место в рыночной экономике, так и удовлетворить потребности каждой личности в получении социального опыта и профессиональных знаний.
В условиях перехода к рыночным отношениям изменяются структура и функции профессионального образования, разрабатываются новые методы обучения и контроля знаний, идет поиск источников финансирования, вырабатываются новые формы организации образовательной деятельности (ступенчатая подготовка специалистов, дистанционное образование, экстернат, самообразован ие).
Формирование ступенчатой подготовки кадров обострило проблемы преемственности содержания разных уровней профессиональной школы и конкуренции образовательных услуг. Существование того или иного уровня образования определяется не только востребованностью специалистов на рынке труда, но и традициями, свойственными образовательной системе страны, сложившимися привычными стереотипами.
Существование четырех уровней профессионального образования - начального, среднего, высшего и послевузовского - для России традиционно. Однако усложнение содержания деятельности современного специалиста, формирование общеевропейского и мирового образовательного пространства, перемещение специалистов из одних профессиональных групп в другие, безработица свидетельствуют о своевременности обращения к социологи«-
16
педагогические, экономические, психологические проблемы образования. Наибольший интерес для нас представляют исследования поведения выпускников ссузов на рынке образовательных услуг и рынке труда, результаты которых подведены в публикациях Г.Е.Зборовского и Е.А.Шуклиной [32], Ф.А.Хохлушкиной [98], Г.А.Чередниченко [100].
В то же время крупных монографических исследований, посвященных социологии среднего профессионального образования, на сегодняшний день нет. Г.Е.Зборовский, давая объяснение этому факту, перечисляет ряд причин: несамостоятельность среднего профессионального образования в системе профессионального образования, его характерное «срединное» положение между школой и вузом - «не на входе и не на выходе» из системы образования в целом [29, с.262].
Соглашаясь с высказанным мнением, мы можем добавить, что причиной сложившейся ситуации является также отраслевая принадлежность большинства средних специальных учебных заведений (ссузов). Министерства и ведомства не проявляли должного внимания к социологическим проблемам подчиненных им техникумов и колледжей, предпочитая решать задачи только профессионального обучения кадров для различных отраслей экономики. Кризис, переживаемый современным отечественным образованием, и процессы его модернизации не могли не затронуть ссузы и руководянше ими структуры в плане экономического выживания и сохранения статуса, что повлекло за собой необходимость всестороннего исследования данного вида образования.
Принципиальное значение для теоретико-социологического осмысления среднего профессионального образования, трансформации его функций приобретает проработанность концептуальных оснований его анализа.
Образование является объектом изучения ряда наук: философии, педагогики, экономики, социологии, психологии, истории, каждая из которых наследует его исходя из своей специфики и учитывая то, что сделано в смежной области знаний.
17
В нормативных актах образование рассматривается как процесс и как результат освоения систематизированных знаний, умений, навыков. Закон РФ «Об образовании» определяет последнее как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [40, с.41].
В связи с шагами, предпринимаемыми по реформированию системы образования в России в начале 90-х гг. XX века, возрастает интерес к проблемам образования как специального предмета философских исследований. Основные подходы к философии образования были сформулированы в ходе обсуждения на круглых столах, организованных журналами «Педагогика» [94] и «Вопросы философии» [95, 96], на международном симпозиуме «Философия образования в перспективе XXI века» в Праге в 1990 г. [93] и в трудах таких исследователей как Б.С.Гершунский [18], Н.С.Розов [72],
A.С.Запесоцкий [28] и др.
С точки зрения философии образование рассматривается как взаим> действие общественного и индивидуального сознания. Философия выявляет двуединую сущность образования: воспроизводство культуры и, что особенно важно, воспроизводство социально-личностных проявлений человека. Такое понимание образования, в качестве «матрицы воспроизводства общества», реализовано в социально-философских концепциях образования
B.П.Зинченко, В.П.Платонова, В.С.Степина [79, с. 5].
И.В.Бестужев-Лада отмечает, что «в сложной проблематике философии
образования на первый взгляд выдвигается проблема сути и цели образования, которая носит сугубо мировоззренческий характер» [95, с.3-55].
С точки зрения Б.С.Гершунекого образование выступает объектом философии «во всех его ценностных, системных, процессуальных, результативных характеристиках, учитывающих естественно, и междисциплинарные,