2
Оглавление
Введение 3
Глава I. Методологические основы исследования языковой 14
ситуации
1.1. Языковая ситуация как объект социологического анализа 14
1.2. Типология языковых ситуаций, аспекты их исследования 42
1.3. Формирование и изменение языковой ситуации 55
1.4. Методика социолог ического исследования языковой ситуации 68
Глава II. Национально-русское двуязычие как характерная особенность языковой ситуации в Республике Бурятия. Возникновение новых тенденций 77
2.1. Социально-исторические предпосылки возникновения и развития бурятско-русского двуязычия в Республике Бурятия 77
2.2. Особенности языкового поведения и языковых ориентаций 98 классов, социальных слоев и групп населения РБ
2.3. Функционирование государственных языков в различных 133 сферах социально-культурной деятельности
Заключение 158
Библиографический список использованной литературы 163
Список сокращений 174
Приложение 1 175
Пр и ложен не 2 180
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема языковой ситуации является объектом изучения и пристального внимания не только ученых-гуманитариев, но и общественности и правящих кругов. Этот всеобщий научный и практический интерес к данному явлению обусловлен необходимостью решения актуальных социолингвистических проблем, проблем сознательного регулирования языковой ситуации. Без многостороннего и комплексного изучения ее трудно познать всю сложность реальной языковой жизни человеческих обществ, в особенности полиэтнических, в которых языки никогда не функционируют изолированно друг от друга, но всегда взаимообусловлены и взаимосвязаны в сложные и многомерные макросистемы. Вопросы языковой политики и языковой ситуации возникают на любом этапе развития общества при взаимодействии двух или более народов (разноязычных коллективов), когда встает проблема выбора средства коммуникации для взаимопонимания и обустройства общественной жизни и когда присутствует стремление пользоваться в любой ситуации своим родным языком. Лишь правильная языковая политика и меры по устройству языковой жизни, учитывающие как языковые права личности, так и миноритарного народа, нации должны способствовать мирному сосуществованию народов внутри многонационального государства, сохранению и развитию национальных культур и языков, лингвистическому и культурному разнообразию в мире. Данная проблема является особенно актуальной в современном многополярном мире в условиях глубоких социальных перемен, связанных с суверенизацией республик РФ и принятия Законов о языках.
Идеологическая и языковая политика в СССР в 1960-80-с годы с присущими ей жесткой регламентацией и унификацией быта, монополизацией культуры в масштабе страны привели к непоправимым перекосам в ее языковой ситуации. Кризис национального языка и культуры, языковой нигилизм, незнание национального родного языка, национальных образцов и
• познавательная / когнитивная (обработка и хранение знаний в памяти индивида и общества, формирование картины мира),
• интерпретативная / толковательная (раскрытие глубинного смысла воспринятых языковых высказываний / текстов),
• регулятивная / социативная / интерактивная (языковое взаимодействие коммуникантов, имеющее целью обмен коммуникативными ролями, утверждение своего коммуникативного лидерства, воздействие друг на друга, организация успешного обмена информацией благодаря соблюдению коммуникативных постулатов и принципов),
• контактоустанавливающая / фатическая (установление и поддержание коммуникативного взаимодействия),
• эмоционально-экспрессивная (выражение своих эмоций, чувств, настроений, психологических установок, отношения к партнерам по коммуникации и предмету общения),
• эстетическая (создание художественных произведений),
• магическая / «заклинательная» (использование в религиозном ритуале, в практике заклинателей, экстрасенсов и т.п.),
• этнокультурная (объединение в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в качестве родного),
• метаязыковая / метаречевая (передача сообщений о фактах самого языка и речевых актах на нем)1*.
Язык, согласно Т. Парсонсу, является основным «ресурсом», поддерживающим взаимодействие в социальной системе. В подходе Парсонса к проблеме адаптации и интеграции в социоантропологической теории социализации особое внимание уделяется языку и языковым взаимодействиям как важным компонентам культуры |5. Овладение языком, по Дж. Миду, - это самое существенное в человеке, что делает его социальным существом, так как создаст способность обращаться с символами. Языковая (лингвистическая)
14 Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание. Электронный учебник. Copyright. И. П. Сусов, 2000.
19
коммуникация в повседневной жизни является ядром социального межличностного взаимодействия - интеракции, с помощью которой общество скрепляет свои структуры 16. В подходе Дж. Мида подразумевается символикоинтерактивная функция языка.
Язык как социокультурный фактор в значительной степени способствует формированию и организации людей. Н.Смелзер пишет: «Как и вся культура в целом, ом вырабатывает общепринятые значения, коммуникация возможна только лишь при наличии значений, которые принимаются, используются ее участниками и понятны им. Но подобное «наличие общепринятых значений» допустимо и реализуемо, как правило, в пределах одного (единого) языка. «С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке...». Здесь Смелзер имеет в виду функцию языка - идентификации людей в рамках той или иной социальной группы, этнической общности1'. Язык объективирует опыт, разделяемый многими, и делает его доступным для всех, кто относится к данной лингвистической общности, становясь, таким образом, и основой, и инструментом коллективного запаса знаний, средством передачи объективированных и овеществленных седиментаций в традиционной общности 18.
Особое место языка в культуре и обществе предопределяется тем, что он выступает основным носителем и мощным ретранслятором культурных ценностей, социальных значений, служит эффективным регулятором и координатором общественных отношений (т.е. взаимоотношений внутри социально-групповых, национально-этнических образований и между ними)19. Язык - мощный фактор социализации, может быть, самый мощный из всех
15 Цит.: Б&чханов И.Г. Двуязычие и социализация: теоретико-методологический н социально-философский анализ. - Улан-Удэ, 2002. - С. 21.
10 Капитонов Э.А. Социология XX века. - Ростов-на-Дону. 1996. - С. 47-50.
1 'Цит.: Антонов В.И. Язык в зеркале этносоциологии и культурологии. //Проблемы теоретической социологии.
- Вып. 3: Межвуз. сб. - СПб. 2000. - С. 265.
14 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат. - М., 1995.-С. 114.
- Київ+380960830922