Ви є тут

Прогнозирование социально-трудовой мобильности работников промышленных предприятий : На примере полиграфической отрасли Республики Саха (Якутия)

Автор: 
Ним Артем Юрьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
321231
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение.....................................................................3
Глава 1. Теоретические и методологические основы прогнозного исследования социально-трудовой мобильности.....................................12
1.1. Социально-трудовая мобильность: основные подходы....................12
1.2. Сущность и характер социально-трудовой мобильности в период социальной трансформации российского общества................................30
1.3. Прогностические аспекты изучения социально-трудовой мобильности 51
Глава 2. Построение нреднрогнозной модели социально-трудовой мобильности работников полиграфической отрасли РС (Я)........................70
2.1. Предпрогнозная ориентация и прогнозный фон..........................70
2.2. Потенциальная мобильность: параметры и характеристики............-..86
2.3. Направления и потоки фактической мобильности.......................103
Глава 3. Построение прогнозной модели социально-трудовой мобиль-
ности работников полиграфической отрасли РС (Я).........................121
3.1. Факюрная модель социально-трудовой мобильности...................121
3.2. Стохастическая модель социально-трудовой мобильности.............131
3.3. Прогноз социально-трудовой мобильности работников полиграфической отрасли РС (Я).....................................................149
Заключение..............................................................159
Список использованной литературы
Приложение 1 ....................
Приложение 2.....................
166
181
183
Введение
В период социальной трансформации российского общества характер социально-трудовой мобильности претерпел существенные изменения. Появились не существовавшие ранее направления и формы мобильности, усилилась роль социальных связей, изменились масштабы и интенсивность социальных и трудовых перемещений. Будучи одной из важных характеристик, связывающей изменения в социальной структуре со сферой занятости, социально-трудовая мобильности сама подверглась значительным и достаточно интенсивным изменениям.
В публикациях российских ученых преобладает негативная оценка процессов социально-трудовой мобильности в постнерестроечиый период. В результате либерализации экономических отношений начала 90-х годов XX стология основная масса населения России испытала нисходящие потоки социальной мобильности. В первую очередь, это было связано со структурными изменениями в социальной структуре общества, стремительным падением доходов населения, перестройкой системы оценок и критериев определения социального статута.
Процессы адаптации населения к рыночным отношениям, протекающие и по настоящее время, обусловили высокую интенсивность социально-трудовой мобильности. Для многих российских предприятий сташ характерны высокая текучесть рабочей силы, деквалификация труда, дестабилизация трудовых коллективов. По данным государственной статистики, за период 1998-2003 гг. в аграслях промышленности Республики Саха (Якутия) оборот кадров превышал 50%1. Фактически в движении рабочей силы ежегодно участвуют работники, по количеству равные половине среднесписочной численности работающих.
Понятно, что прогнозирование процессов социально-трудовой мобильности в условиях интенсивных изменений представляется весьма сложным и достаточно неопределенным. Однако в наши дни назрела потребность в прогнозном обосновании управленческих решений, программ и концепций при реализации государст-
1 Промышленность Республики Саха (Якутия) за 2002 год: Стат. сб. -Якутск, 2003. - С.53.; Промышленность Республики Саха (Якутия) за 2003 год: Стат. сб. - Якутск, 2004. - С.53.
правлении между профессиональными группами. Интерес представляют следующие, не утратившие и в настоящее время своей акту альности, выводы1:
- статус отца оказывает влияние на статус сына в основном чрез образование, социально-экономические позиции семьи;
- расовая дискриминация в США проявляется, в частности, в худших шансах афроамериканцев на профессиональный успех;
- городские мигранты имеют больше возможностей добиться желаемого профессионального статуса, чем их отцы, по сравнению с «оседлыми» гражданами.
В методическом плане, на наш взгляд, следует выделить применяемый впервые при исследовании социальной мобильности метод путевого анализа (path analysis). Использование этой статистической методики позволило авторам оцепить влияние наиболее существенных факторов на профессиональный статус индивида. В отличие от С. Липсета и Р. Бендикса, которые преимущественно рассматривали показатели, отражающие масштабы мобильности, П. Блау и О. Дункан обратили внимание па факторы, такие как: происхождение и образование, место рождения, семья, национальность2.
Авторы книги «Американская профессиональная структура» утверждают, что в индустриальном обществе наибольшее значение приобретают достигаемые статусы. Однако это не означает, что предписанные статусы больше не играют существенной роли при достижении высоких социальных позиций в обществе. Это показываег то, что предписанные статусы не могут больше напрямую определять настоящий социальный статус. Болес того, легитимность настоящего статуса должна подкрепляться достижениями, т.с. достигаемыми статусами. Образование, в свою очередь, играет важную роль как при повышении социального статуса в целом, так и при передаче социальной позиции от отца к сыну .
Таким образом, П. Блау и О. Даиксп подчеркивают, что в индустриальном обществе между образованием и профессиональным успехом имеется тесная взаимосвязь, опосредованная социальным статусом отцов, их образованием и занимаемой профессиональной позицией.
Английский социолог Джон Голдгори исследовал социальную мобильность
1 Радаев В. В., Шкаратан О. И. Указ. соч. - С. 187.
2 Heath Д. Op. cit. - Р.43.
3 Blau Р.М., Duncan О. D. American Occupational Structure, - N.Y., 1967. - P.430.
между социальными классами в Великобритании. В его труде «Социальная мобильность и классовая структура в современной Британии», изданном в 1980 г., представлены результаты многолетних эмпирических исследований, проводимых им с 1972 г. Главное внимание автор уделил межклассовым межпоколеиным перемещениям.
Голдторп выделил 36 категорий, сгруппированных в 7 социальных классов. Классовая схема, построенная на основе сравниваемых трудовых и рыночных позиций, позволяет ученому анализировать длину карьерных траекторий, связи и различия внутри- и межпоколенной мобильности, «эмпирически опровергая упрощенные зависимости между формированием классов и мобильностью»1.
В основе деления людей на классы лежат два критерия: профессиональная функция и статус занятости. Первый связан с источником и уровнем дохода, степенью экономической безопасности и шансами экономического развития. Второй - с системой власти, контроля и управления в процессе производства и, следовательно, со степенью автономности в исполнении трудовых задач и ролей2.
Исследования показали, что на протяжении последних 10 лет произошли вертикальные межгенерационные перемещения во всех классах, которые привели к увеличению числа служащих, профессионалов (представители свободных профессий) и руководителей, занимающих средние позиции в классовой схеме Голдторпа. Эта тенденция опровергает предположение о высокой степени «закрытости» британского общества. Однако чем ближе мы подходим к вершине социальной иерархии, тем сильнее проявляется воздействие барьеров мобильности. Таким образом, процесс восхождения возможен только при достижении «средних» слоев социальной стратификации.
В исследовании проводится сравнение относительных и абсолютных показателей (долей) мобильности. С одной стороны, «абсолютные» доли мобильности (absolute mobility rate) демонстрируют отсутствие какой-либо тенденции или, выражаясь словами П. А. Сорокина, флуктуацию. С другой стороны, относительные доли мобильности (relative mobility rate) показывают стабильные во времени потоки восходящей социальной мобильности, особенно среди лиц, запятых в обслуживающей сфере. Автор объясняет это тем, что увеличение межпоколенной восхо-
1 Радаев В. В., Шкаратаи О. И. Указ. соч.-С. 137.
2 Goldthorpe J.H. Social Mobility and Class Structure in Modem Britain. - Oxford, 1987.- P.39.