Ви є тут

Социоструктурные характеристики потребительского рынка в современной России

Автор: 
Дашин Павел Викторович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
192008
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА СОЦИОСТРУКТУРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ...................................16.
1.1. Возможности социоструктурных подходов при анализе проблем потребления..................................................16.
1.2. Взаимосвязь социальной структуры и общественного потребления..................................................34.
1.3. Потребительский рынка как составная часть социальной структуры общества.....................................................56.
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИОСТРУКТУРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ......................74.
2.1. Трансформация социальной структуры в современной России...........................................................74.
2.2. Групповая динамика потребления в современной России.........94.
2.3. Потенциал потребительских характеристик среднего слоя в современной России..........................................................113.
Заключение......................................................136.
Литература......................................................139.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Происходящий в России преобразовательный процесс в науке называют по-разному: революцией, радикальными реформами, переходом, что наиболее адекватно выражается понятием социальная трансформация общества.
В настоящее время в отечественной и зарубежной научной литературе все чаще обсуждается проблема становления и функционирования нового типа общества - общества потребления. Новый тип общества -потребительское общество - это новая система социокультурных связей, при которой социальная идентификация построены уже не на системе распределения труда и производства, а вне рабочего места на способе потребления. Но потребительство связано сегодня не только со специфическим набором культурных символов и ценностей, но и со структурой того или иного общества, т.к. потребительское общество - это такое общество в котором потребляют все — и бедные, и богатые. Все это говорит о том, что социоструктурные особенности потребительского общества являются значимым предметом не только философского и культурологического, но и социологического анализа.
В развитой рыночной экономике роль потребителей, как известно, чрезвычайно важна, поскольку их расходы играют, в конечном счете, определяющую роль в динамике внутреннего спроса и, соответственно, в ускорении или замедлении темпов экономического роста. Принятие потребителями решений об осуществлении тех или иных покупок (в особенности крупных) или формировании сбережений зависит не только от объективных причин, каковыми являются уровень личных доходов и цен на потребительском рынке. Воздействие этих факторов на поведение людей в современной экономике неизбежно опосредуется их субъективными воззрениями, т.е. представлениями, оценками и ожиданиями относительно своего материального положения, занятости, динамики цен, общеэкономических перспектив развития страны в целом.
14
5. Анализ потребительского рынка современной России позволяет констатировать, что динамика индексов физического объема оборота розничной торговли по регионам Российской Федерации показывает относительную неустойчивость динамического развития потребительских рынков большинства федеральных округов, обусловленную как внутренними свойствами рынка, так и внешними причинами. А анализ динамик потребления по основным социально-экономическим группам показывает, что потребительское поведение неразрывно связано и представлено в социальной структуре российского общества и дает представление о социально-экономической дифференциации, имеющей место в современной России. Кроме того, проведенный анализ позволяет говорить о том, что именно обеспеченные средние слои российского общества являются основными субъектами формирующегося в нашей стране общества потребления. Но особого анализа заслуживает как неопределенность структуры самого среднего класса, так и характер его социальных и потребительских характеристик в современной России.
6. Средний класс в современной России - это весьма сложно структурированная общность, включающая в себя группы с разными экономическими интересами и политическими ориентациями. Характерными особенностями потребительского поведения среднего класса в современной России стали следующие требования: товар не должен быть слишком дорогим; товар должен быть действительно качественным по своим основным функциональным свойствам; потребитель желает не просто приобрести набор определенных свойств, но и своеобразную гарантию их качества, а также средство подтверждения своего социального положения, которое и представляет собой плату за торговую марку. В рамках указанного общего характера потребления среднего слоя можно выделить наличие двух подгрупп: в стиле жизни одних доминируют установки на ярко выраженное рациональное потребление, другие более ориентированы на присутствие в покупательской модели элементов престижного потребления.
15
Практическая значимость работы состоит в том, что она расширяет поле анализа отечественной социологии за счет обращения к мало изученным проблемам социологического анализа социоструктурной взаимосвязи потребительского рынка и экономической стратификации в современной России и тем самым вносит некоторые коррективы в концептуальное видение современного состояния российского общества. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы государственными органами, а также академическими и неформальными структурами при разработке стратегии социальной политики, объектом которой выступают классы и слои современного российского общества, а так же институты регулирования потребительского рынка.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы также в преподавании курсов социальных наук (социологии, политологии, культурологи, социальной философии правоведения), для разработки спецкурсов и спецсеминаров по проблемам социальной стратификации, экономической стратификации, взаимосвязи экономической стратификации и потребительского рынка, организации социологических исследований в области исследования социальной стратификации и потребительского рынка.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретических семинарах кафедры, а так же на всероссийских научных конференциях. По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 5,1 п.л.
Структуру диссертации составляют введение, 2 главы, включающие 6 параграфов, заключение, список литературы.