Ви є тут

Оптимизация взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации в современном российском обществе

Автор: 
Комлев Юрий Юрьевич
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2002
Артикул:
270761
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Комлев, Юрий Юрьевич
Оптимизация взаимодействия органов внутренних дел средств массовой информации в современном российском обществе [Электронный ресурс]: Дис.
... д-ра социол. наук: 22.00.04 - М.: РГБ,
2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
Социальная структура, социальные институты и процессы
Полный текст:
ІіВДр: / /сіібб . гэ1. ги/сіізз/02/0290/020290009 .рсі£
Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:
Комлев, Юрий Юрьевич
Оптимизация взаимодействия органов внутренних дел средств массовой информации в современном российском обществе
Уфа 2002
Российская государственная библиотека, 2005 год (электронный текст).
33.
управления, а не на общественное мнение.
Сохранению авторитарных традиций и норм в ОВД способствуют гипертрофированное единоначалие, жесткая регламентация службы, отсутствие демократических начал и дискуссионности в управлении.
За годы реформ в России существенно трансформировались институты массовой коммуникации. Это обстоятельство представляется весьма важным для анализа специфики коммуникативного взаимодействия в системе “ОВД-СМИ” и его моделирования.
Изменения в отечественных СМИ зашли так далеко, что вполне резонно говорить об определенной стабильности и структурированности масс-медиа по сравнению с другими, особенно, правовыми институтами современного российского общества. Институциональное измерение анализа массовой коммуникации позволяет комплексно подойти к осмыслению и использованию в данной работе известных теоретико-методологических подходов комму никативистики. Оно дает возможность выработать собственный подход к моделирования процессов взаимодействия отечественных СМИ и институтов ОВД.
В социологии, политологии, организационной теории, социальной психологии широко используются термины ‘‘коммуникация” и “массовая коммуникация”. Поскольку термин “коммуникация” для данного раздела работы является базовым, то остановимся подробнее на его теоретических интерпретациях.
Как одна из форм деятельности людей коммуникация может проявляться в качестве беседы, телевизионной программы или публицистической статьи. Перечень этих проявлений очень широк. Поэтому неслучайно и многообразие определений коммуникации. Для выяснения сущности и определения СМИ как социального института рассмотрим эти важные социологические категории.
В английском языке термин “коммуникация” охватывает много значе-
34.
ний, но обычно его основной смысл сводится к обмену и распространению информации.1 Социальной сущностью коммуникации является передача информации от одного человека (или группы) к другому (или другим) посредством символов и каналов трансляции.
Массовая коммуникация, также как и межличностная, является одной из форм коммуникации. Она развивается на основе использования технических средств и технологий для размножения и передачи сообщений. Массовая коммуникация - важнейший социальный феномен современного постиндустриального общества. Ее источником являются социальные институты, распространяется она по различным технологическим каналам как в режиме реального времени, так и в записи, по сути, на неограниченное социальное пространство. При этом массовая информация обращена к анонимной, гетерогенной аудитории и подвержена бюрократической регламентации. Для массовой коммуникации характерны: публичный характер и открытость, опосредованный характер контактов передающей и принимающей стороны, асимметричность их отношений.
Таким образом, специфика массовой коммуникации состоит в соединении централизованного, институционально организованного производства информации и ее распространения в обществе с целью массового потребления.
Несмотря на выделение указанных выше особенностей массовой коммуникации, это достаточно сложное явление, а понятие все еще не имеет однозначной интерпретации, хотя и было введено в научный оборот еще в 30-е годы XX столетия. Одна из наиболее употребляемых социологических трактовок массовой коммуникации предложена американским исследователем М.Яновитцем в 1968 году. По его мнению, “массовые коммуникации включают институты и технику, посредством которых специализируются группы,
!По данным современных словарей, слово communication может означать: передача, сообщение (мыслей, сведений, новостей и т.п.); информация, общение, связь, известие, средство связи.