Ви є тут

Международная интеграция российского образования: программно-проектный и коммуникативный аспекты

Автор: 
Лымарь Андрей Борисович
Тип роботи: 
программно-проектный и коммуникативный аспекты
Рік: 
2005
Артикул:
192591
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение..'.......................................•.................... 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы международной интеграции
«
российского образования................................................16
1.1. Международная интеграция как вызов современности..................16
1.2. Идеологическая и нормативно- правовая база международной интеграции в сфере образования.........................................42
1.3. Международная интеграция в контексте модернизации российского
образования.......................................................... 63
Глава 2. Организационно- методические основы международной интеграции российского образования................................................85
2.1. Программный подход в сфере международной интеграции образования и особенности реализации в Российской Федерации проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО».........................................85
2.2. Межкультурная коммуникация в международной интеграции российского образования...............................................115
Заключение............................................................157
Список литературы......................................................161
Введение
Актуальность темы исследования. В России практически во всех сферах жизнедеятельности уже более десяти лет идут реформы. Политические и экономические преобразования и поиски в этих областях серьезно сказались на социальной структуре российского общества. Современное российское образование ставит перед исследователями множество вопросов, как в
4
отношении его роли в изменяющемся общем мире, так и в контексте национальных преобразований в социальной сфере.
Международное сотрудничество в области образования обусловлено социальной востребованностью решений, путей и рекомендаций для организации и развития деятельности по международной интеграции российского образования. Эта востребованность многократно усилена остротой проблемы ресоциализации и социальной адаптации, радикальными изменениями характера социальных, социокультурных и цивилизационных процессов в современном мире, вызванных, с одной стороны, глобализацией ♦ и информатизацией, а с другой стороны, политической, социальной и
культурной поляризацией.
Глобализация, согласно своей природе, служит гармонизации мира, этизации человеческих отношений, взаимодействию политических систем, взаимообогащению национальных культур, но в своем искаженном виде может способствовать их унификации, упрощенности, стандартизации. Также следует учитывать, что в мировых процессах участвуют страны, имеющие различные культурные установки и находящиеся на различных ступенях развития. Понятно, что в таких условиях сложно создать условия 9 для равенства возможностей в области образования.
Функционирование мирового хозяйства на основе принципов глобализации со всей остротой ставит вопрос о поддержании конкурентоспособности национальных экономик, что требует постоянного совершенствования национальных моделей образования, отработки механизмов их эффективного функционирования и рационального
2
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в ряде публикаций, апробированы в процессе практической деятельности в качестве Национального координатора проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в период 2000-2002 гг., в процессе лекторской и преподавательской работы, обсуждались на конференциях и семинарах различного уровня, в том числе на Международной конференции «Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков», Москва, Институт молодежи, октябрь 2000г.; III Всероссийской конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО, Москва, Министерство образования РФ, апрель 2001 г.; Региональных конференциях ассоциированных школ ЮНЕСКО России в2000/2002 гг. (Санкт-Петербург, Самара, Сыктывкар, Уфа, Москва, Подмосковье, Иркутск, Омск, Нижний Тагил, Новороссийск); 36-й Конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО Германии, Шпайер, сентябрь 2001г.; семинаре «Международное волонтерское движение», Санкт-Петербург (Россия)-Ювясюоле (Финляндия), октябрь 2001 г.; Международном семинаре «Национальные Комиссии по делам ЮНЕСКО и поддержка ассоциированных школ ЮНЕСКО», Минск, март 2002; семинаре «Молодежная политика и ювенальная юстиция в США», Вашингтон, Сан Диего (США), ноябрь 2003г.; Ш Всероссийской конференции «Гражданское общество- детям России», декабрь 2003; заседании Общественномолодежной палаты при Госдуме Российской Федерации, Москва, июнь 2004; форуме «Национальная идея России- сохранение здоровья детей, осуществление их воспитания и образования», июнь 2004.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы.
15
Глава 1. Теоретико-методологические основы международной интеграции российского образования.
1.1. Международная интеграция как вызов современности.

Становление постиндустриального, информационного общества конца XX столетия утверждает новые социокультурные ценности в качестве основополагающих. Закономерно возникает вопрос о том, в какой мере возможно выделение среди них базовой, интегрирующей ценности, воспроизводящей социальность, в том числе и через процесс образования.
Исследователи, анализирующие динамику ценностных регулятивов современного общества, отмечают, во-первых, сосуществование множества ценностно противоположных моделей мироотношения, во-вторых, отсутствие техники посредничества между различными ценностями при кризисе рационализированных ценностей техногенного общества. Если в прошлом, пишет К. Мангейм, происходили медленные и неосознанные процессы, выполнявшие наиважнейшую функцию посредничества между различными ценностями, формами их усвоения и стандартизации, то «ныне эти процессы смещены, либо не имеется ни времени, ни возможности для должного их осуществления. Это само по себе снижает значение ценностей. Для того, чтобы динамическое общество вообще функционировало, оно должно иметь возможность давать различные ответы на изменяющуюся среду; если же количество принятых моделей становится слишком большим, то результатом становится нервное раздражение, неуверенность и страх» '. «Ценности объединяются из-за социальной мобильности в противоречивые конгломераты. Люди вынуждены жить в аморфной культуре, где даже в простейших ситуациях приходится выбирать между различными ценностями и моралями действия», — добавляет Э. Фромм2. Кроме того, как отмечает Э. Фромм, все более очевидным становится разрыв между декларируемыми и реальными ценностями, которыми человек руководствуется, не осознавая
' Мангейм К. Диагноз нашего времени.-М.:Юрнст,1994.- С. 432.
2 Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993- С. 289.