Ви є тут

Особенности становления социальной группы молодых специалистов с высшим образованием в трансформирующемся обществе : На материалах ОАО Нижнекамскнефтехим

Автор: 
Нотфуллина Ирина Фасаховна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
272921
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение с. 3 - 19
Раздел 1. Место молодых специалистов с высшим образованием в структуре производственной организации с. 20 - 61
Раздел 2. Особенности мотивации трудовой деятельности молодых специалистов с высшим образованием в производственной организации с. 62 - 104
Раздел 3. Основные направления совершенствования трудовой деятельности молодых специалистов с высшим образованием в производственной организации в современных условиях с. 105 - 140
Заключение с. 141-151
Список использованных работ с. 152 - 173
Приложения с. 174-201
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время в пашей стране происходят глубокие экономические преобразования, суть которых в уходе от административных методов управления экономикой, человеческими ресурсами с помощью государственных структур. Социальные аспекты груда, имеющие большое значение для формирования эффективной трудовой деятельности, выходят на первый план. Борьба за выживание российских предприятий требует от руководителей и специалистов качественно новых знаний и профессиональных навыков. Повысились требования к профессионализму работников и их способностям.
В решении новых сложных и перспективных задач, стоящих перед промышленным предприятием, возрастает роль молодежи с высшим образованием, усвоившей новые приемы работы в рыночных условиях. В то же время необходимо признать, что существующий образовательный потенциал молодежи используется обществом далеко не полностью. Государство несет огромные потери из-за того, что значительная часть молодежи трудится на рабочих местах, не соответствующих их уровню подготовки: только 57% молодых людей, имеющих высшее образование, находят работу соответствующую уровню своей подготовки.1 Во второй половине 80-х годов XX в. из 500 тысяч специалистов с высшим образованием трудились рабочими в связи с более высоким заработком - 32%, из-за несоответствия полученной специальности профилю предприятия - 24%, в связи с отсутствием соответствующих вакансий - 9%.2 Высшее образование, профессионализм молодых специалистов не обеспечивают им материального благополучия, высокого социального статуса.
Такая ситуация объясняет низкую эффективность труда и социальную пассивность, неудов л етворешюсть молодежи своим положением в обществе,
1 См.: Молодежь России, социальное развитие. - М., 1992. -С.83.
2 См.: Аргументы и факты. - 1986. - № 52. - С.8.
19
2. Психологическое тестирование как одни из методов оценки персонала И Методологические проблемы науки. Сост. Л.М.Ахтямов: Материалы научной конференции/ Нижнекам. Хим.-техн. Ин-т Казан, гос. технол. ун-та. - Казань, 1998.-С.41-43.
3. Производственная мотивация молодых специалистов предприятия Н ИСЭГТН АН РТ, Научные труды. Т.ХУ1. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001. - С. 160-165.
4. Проблематика исследовательского процесса по изучению молодых специалистов // Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания/ Сборник нау чных трудов. Отв. ред. Ал анов О.Д. - Нижнекамск, 2002. - С.57-58.
5. Мотивация трудовой деятельности молодых специалистов // ИСЭПН АН РТ, Научные труды. Т.ХУП. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. - С. 188-191.
6. Молодые специалисты как социальная группа // ИСЭПН АН Р'Г, Научные труды. Т.ХУП. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. - С. 185-188.
7. Мотивация трудовой деятельности молодых спсциатисгов с высшим образованием в современных условиях (на материалах ОАО «Нижнекамскнефтехим») // Сборник материалов конференции молодых ученых и аспирантов .АН РТ «Молодежь и ее вклад в развитие современной науки» 25-26 апреля 2002 г. - Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2002. - С.217-225.
20
РАЗДЕЛ 1 Место молодых специалистов с высшим образованием в структуре производственной организации
Субъектами регуляции человеческого поведения в сфере труда являются различные структурные образования общественной системы, отличающиеся но характеру и способу организации, целям и функциям. Их институционально-контролирующая роль охватывает все уровни человеческой деятельности, общественного и индивидуального сознания, они формируют доминирующие в обществе тилы поведения в сфере труда, их целевую направленность, задают им определенные нормативные рамки.
Структурный подход к анализу социальной жизни имеет длительную историю Структурный подход к обществу, т е. понимание его как целого, где части идентифицируются и получают значение через свои отношения с целым, представлен уже у Опоста Конта1 (1798-1857) и Карла Маркса2 (1818-1883). Герберт Спенсер3 (1820-1903), опираясь на развитие понятий “структура’ и “функция” в биологии ввел их в свою социологическую теорию и подробно рассмотрел в труде “Принципы социологии”. Тем самым в социологию было привнесено понимание “структуры” как относительно стабильных отношений, которые господствуют между организмом как целым и его частями, и “функции” как характера взаимодействия различных частей в процессе жизнедеятельности организма.
В настоящее время в современных социологических работах существует несколько определений социальной структуры: “1) организация общественных отношений: 2) определенная артикуляция, упорядоченное расположение частей; 3) связанные, более или менее прочные регулярности; 4) образец, то сеть
! См.: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993. Кон И.С. Позитивизм в социологии. - М., 1964. История социологии в Западной Европе и США. - М, 1993.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч. 2-е изд. Т.4. - С.424-436.
3 Спенсер Г. Основания социологии. - СПб., 1998. Т.1,2.