Ви є тут

Социальное служение религиозных общностей в современной России: опыт социологического исследования

Автор: 
Антонова Оксана Игоревна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
294077
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Методология исследования социального служения религиозных общностей 16
1.1. Деятельность религиозных общностей: сущность, структура, институционализация 16
1.2. Социальное служение в контексте реализации государственной социальной политики 49
Глава 2. Социальное служение как духовно-практическая деятельность религиозных общностей 94
2.1. Социальное служение религиозных общностей в зарубежной и отечественной практике: история и современность 94
2.2. Проблемы и перспективы социального служения в современной России 146
Заключение 175
Библиография 181
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Новыми чертами социальной жизни российского общества последних десятилетий XX - начала XXI веков явились: снятие действовавших в течение 70-ти лет законодательных ограничений на деятельность религиозных объединений; не только юридическое, но и фактическое обеспечение реализации права на свободу вероисповедания; кардинальное изменение роли религиозных объединений в жизни общества, активизация их деятельности, изменение характера государственноконфессиональных отношений. Анализ деятельности религиозных общностей разной конфессиональной принадлежности свидетельствует о росте их престижа, статуса, расширении участия в таких сферах социальной жизни как образование, помощь малообеспеченным и неимущим, работа с трудными подростками, детьми, оставшимися без попечения родителей, людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Религиозные общности на рубеже XX - XXI веков стали реальным элементом социальной структуры современного российского общества, субъектом-участником решения социальных проблем.
Одной из проблем при осуществлении религиозными общностями социального служения выступает недостаточная проработанность со стороны органов государственной власти его нормативной базы, вследствие чего возникают трудности при государственном регулировании деятельности религиозных общностей, определении «границ допустимого влияния» при их участии в решении социальных проблем.
Важной теоретической проблемой является определение сущности и роли социального служения с позиций социологической науки, поскольку оно исследуется, как правило, в рамках богословия и религиоведения. Определение же его реальной значимости для решения проблем современного общества только с этих позиций будет односторонним.
3
имеет много оттенков и значений, и поэтому почти невозможно дать точное определение этого понятия. Иногда оно обозначает тот факт, что люди живут рядом друг с другом и участвуют в повседневной коллективной жизни (Холи, 1950). Другое значение (более психологического характера) указывает на чувство принадлежности к определенной группе - имеется в виду общее место жительства или учеба в одном учебном заведении. Другие значения определяют группы, имеющие некий общий статус или общую характерную черту, но их члены необязательно должны жить в одной и той же местности — речь идет о «профессиональной общности»4. Некоторые исследователи вообще не используют это понятие при объяснении социальной системы общества5.
Анализ, содержательного аспекта рассматриваемой категории в зарубежной и отечественной литературе позволяет выделить следующие подходы к ее определению6.
1. Социальная общность как элемент социальной структуры представляет собой множество взаимодействующих индивидов (совокупность людей), в основе взаимодействия которых лежат тс или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т.д.) или общие условия жизнедеятельности (экономические, социально-статусные, уровень профессиональной подготовки и образования, интересы и потребности и т.д.)7.
2. Социальная общность — это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или мене одинаковыми чертами условий и образа жизни. Общности разных видов и типов - это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. В отличие от социальных организаций и институтов они не создаются сознательно, а складываются исключительно под воздействием хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Одни виды общио-
4 См : Смелзер Н. Социология. М., 1995. С. 244-245.
5 См.: Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2001.
6 Одни из первых анализов различных подходоп к понятию «социальная общность» в отечественной социологии был проведен в монографии Костиной Н.Б. Религиозная общность: проблемы социологического исследования. Екатеринбург, 2001. С. 12-18.
7 См : Социология. М., 1990. С. 49-63.
стей порождаются общественным производством (классы, социальные группы, производственные коллективы); другие вырастают на этнической основе (народности, нации) и т.д. Одинаковые условия и образ жизни порождают единые для социальной общности социальные нормы, формируют у членов общности общие черты массового сознания, культуры, ценностного отношения к действительности, высшим выражением чего являются общие интересы8.
3. Под социальными общностями понимаются структуры, объединяющие их членов по признаку принадлежности к объединяющему их критерию или общим критериям. Таким критерием может выступать род занятий (производственная ячейка, воинское подразделение); профессиональный критерий; общность религиозных верований, политических взглядов, а также общность совместного проживания, проведение досуга и т.д. Такие общности могут вести к появлению организаций, ассоциаций (политические партии, профессиональные союзы, церковные организации и т.д.)9.
4. Социальная общность - совокупность людей, выделяемая по критерию территориальных и социокультурных параметров и объединяемая устойчивыми связями и отношениями. Данная совокупность становится социальной общностью не потому, что им приписывается предметное содержание, побуждающее к объединению, а потому, что их связь приобретает характер взаимовлияния и взаимооиределения (взаимодействия); «Обобществление» и есть та форма, в какой «отдельные индивиды образуют единство»10.
5. Социальная общность - определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например социальная группа, профессия, место проживания, религиозная принадлежность. Общности социальные как таковые - это относительно устойчивые совокупности людей, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках истори-
* См.: Волков Ю.Е. Общность социальная И Энциклопедическим социологическим словарь. М., 1995. С. 480-481; Социальные технологии: Толковый словарь. Москва-Белгород, 1995. С. 177; Российская социологическая энциклопедия. М., 1999. С. 338.
9 См.: Социология. Основы обшей теории: Учебник для вузов. М., 2002. С. 266; Социология: Учебник. М., 2004. С. 124-125.
10 См.: Булынко Д.М. Социальная общность//Социология: Энциклопедия. М., 2003. С. 29.
20