Ви є тут

Девиации в современных социальных институтах: особенности социального конструирования

Автор: 
Мкртумова Ирина Владимировна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2010
Артикул:
302401
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретико-концептуальные основы исследования
1.1. Теоретико-методологические и институциональные основы исследования феномена девиации
1.2. Концептуальные основы профилактики девиации. Основные технологии и методы социальной защиты населения по оптимизации девиантного поведения
1.3. Девиация и культурный процесс: теоретико-методологический анализ
Глава 2. Тотальные социальные институты: особенности социального конструирования девиации
2.1. Вооруженные Силы: особенности девиантного поведения призывников
2.2. Особенности профилактики девиантного поведения призывной молодежи
2.3. Институт налогообложения: социально одобряемое и девиантное поведение налогоплательщиков
2.4. Особенности социального контроля в сфере налогообложения
Глава 3. Либеральные социальные институты: особенности социального конструирования поведения
3.1. Добровольное страхование как либеральный социальный институт:-опыт конкретного социологического исследования
3.2. Позитивная девиация: особенности социальной конструкции (на примере профессионального образования инвалидов)
3.3. Профессиональное образование инвалида как позитивная девиация Глава 4. Социальная конструкция поведения в сфере культуры
4.1. Девиация и генезис культуры
4.2. Типология и структура социокультурных ориентаций городского населения Республики Татарстан на рубеже веков
Заключение
Список использованных источников и литературы Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Аютуальность темы исследования. Актуальность девиантологического подхода к пониманию характера и особенностей социальной конструкции поведения различных групп населения обусловлена тем, что в современных условиях пореформенного экономического и социального развития частично утрачены ценностно-нормативные регуляторы социального поведения молодежи, а механизмы государственного регулирования ослаблены. При этом процессы социального контроля деформированы, что приводит к распространению разнообразных девиаций, трансформациям социальных норм и дисфункции процессов социального контроля, а в конечном итоге— к ослаблению функции безопасности социальной системы. Существует объективная необходимость в активизации антидевиационного социального контроля.
На макроуровне наличие девиаций указывает на проблемы в социальных институтах, определяет поле нормативного государственного регулирования. Если девиации в тех или иных социальных институтах начинают приобретать массовый характер, общество не может не обращать на это внимания. Государство в данных условиях, как правило, вынуждено «менять правила игры» и в той или иной степени легитимизировать девиации.
Становление современной российской государственности происходит сложно и противоречиво. Начиная с середины 80-х гг. XX в. наша страна пережила столько социальных потрясений, что на рубеже тысячелетий существовала угроза социального хаоса, порожденного массовостью аномии. Заметными позитивными сдвигами отличался лишь достаточно краткий период стабилизации и экономического подъема последнего десятилетия, приостановленный новым мировым экономическим кризисом. Жизненная необходимость в оптимизации процессов выхода из кризиса и возвращения общества на траекторию поступательного развития требует в первую очередь тщательного изучения и осмысления проблем девиаций, возникших в период реформ.
Многие ученые отмечают, что и сегодня Россия представляет собой общество-трансформер, которое характеризуется такими чертами, как соци-
По Беккеру, девиант — это тот, на кого удалось наклеить этот ярлык; девиантное поведение — это поведение, на которое люди наклеили ярлык девиантного. Причем когда на человека вешают ярлык девианта не за конкретные проступки, а обобщенно, его личность начинает формироваться под воздействием навязанного имиджа. Позднее этот тезис (официальное клеймение влияет на самоопределение индивида) нашел свое подтверждение также в эмпирических исследованиях Дж. Хепберна, Г. Иенсена, С. Эйджтон, Д. Эллиота и др.
Говард Беккер предлагает классификацию девиантов по следующим трем видам.
— «Чистый» девиант— индивид является действительным нарушителем установленных правил поведения.
— Ошибочно обвиненный девиант — в действительности конформный, но является жертвой людской молвы, называющей его девиантом.
— Скрытый девиант — в случае, когда человек нарушает закон, но оста-
48
ется незамеченным, он не рассматривается оощес гвом как девиант . Следуя логике Г. Беккера, в данном исследовании предлагаются два рабочих термина, обозначающие определенные модификации девиантного поведения.
11ервый — «потенциальный девиант». Это индивид, ориентированный на уклонение на когнитивном и эмотивно-мотивационном уровне, но в реальном поведении вынужденно соблюдающий социальную норму под страхом жестких социальных санкций. Таким рабочим термином в исследовании обозначается призывник, ориентированный на уклонение и считающий это правильным, но явившийся на призывной участок.
Второй — «скрытый девиант», или «квазипозитивист». Это' индивид, который на когнитивном уровне осознает правильность следования социальной норме, но на поведенческом ориентирован на девиантное поведение. В работе так обозначена типологическая группа молодых людей, ориентиро-
48 Салагаев АЛ. Молодежные правонарушения и делинквентные сообщества сквозь призму американских социологических теорий. Казань: Экоцснтр, 1997. С. 83.
42
ванных на уклонение от уплаты налогов при безусловном признании необходимости следования социальной норме.
Девиантное поведение также изучалось и в плоскости феноменологии, этот подход получил название феноменологической теории отклонения. В отличие от теорий клеймения, наклеивания ярлыков, лейблов (в которых акцентировалась внешняя реакция на отклонение и обратная связь— влияние этой реакции на девиантов), предметом феноменологической теории является реакция девиантов на их собственное поведение (Д. Дуглас). В феноменологической традиции именно субъективный опыт и сознание изучаемой личности отклоняющегося индивида являются основой девиантной действительности (в отличие от позитивистов, считавших личность девианта объектом, поведение которого формируется под воздействием социального окружения).
В отечественной дореволюционной социальной мысли проблемы девиации первоначально рассматривались в контексте исследований проблем преступности учеными-теоретиками и практиками криминологии, такими как М.В. Духовский, М.И. Тарковский, М.Н. Гернет, П.Л. Сорокин, М.М. Ковалевский и др.
Девиация — это не абсолютно присущая характеристика какого-либо определенного действия. Одно и то же действие в разное время и в разных обстоятельствах может быть или не быть девиацией (например: шпион и контрразведчик). Девиантное поведение—это не просто нарушение определенной нормы, а любое поведение, которое социумом определяется как девиантное; оно присуще не самому действию, а реакции других на него. Девиантное поведение в данном смысле можно рассматривать как определенную социальную роль с соответствующими ей характерными особенностями — ролевым репертуаром. Различают делинквентный (криминальный) тип отклоняющегося поведения, который характеризуется криминальными противоправными нарушениями.
43