Ви є тут

Асоциальное поведение несовершеннолетних : Социотипологический анализ

Автор: 
Первова Ирина Леонидовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2000
Артикул:
1000293002
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ АСОЦИАЛЬНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Деструктивные факторы процесса социализации подрастающего поколения в современном российском обществе....................13
1.2. Девиантность, делинквентность, асоциальное поведение и их проявления у детей и подростков................................21
1.2.1. /Девиантность и ее негативные формы.....................21
1.2.2. Делинквентность и сс проявления у детей и подростков....71
1.2.3. Понятие асоциального поведения..........................89
1.3. Теории асоциального и делинквентного поведения................100
1.3.1. Индивидные теории......................................101
1.3.2. Теории социальной структуры............................116
1.3.3. Теории социальных процессов............................120
1.3.4. Теории социальной реактивности.........................126
ГЛАВА II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОМ
ОБЩЕСТВЕ
2.1. Социализация в структуре социальных систем....................132
2.2. Социализация индивида, смысл жизни и социальные нормы.........151
2.2.1. Социализация индивида и социальные нормы...............151
2.2.2. Смысл жизни и его обретение как значимый параметр социализации.............................................159
2.3. Общие понятия, характеристики, классификация социальных навыков.......................................................171
2.4. Социальная компетентность и некоторые формы се
нарушений.....................................................190
ГЛАВА III. ТИПОЛОГИЗАЦИЯ АСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ....................212
3.1. Психические нарушения как особая форма асоциалыюсти...........215
3.2. Интервальная асоциальное-™....................................221
3.2.1. Депрессия и ее проявления у детей и подростков.........222
3.2.2. Ювенальная тревожность.................................239
3.2.3. Социальная абстиненция (отверженность).................251
3.2.4. Соматические проявления
эмоционально-психологического порядка.........................254
3.3. Экстернальная асоциальное™....................................255
3.3.1. Агрессивное поведение..................................257
3.3.2. Нарушения внимания и гиперактивность...................266
3.3.3. Коидуктивное расстройство..............................271
2
ГЛАВА IV. АСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ, ИХ РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И УРОВЕНЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ У РАЗЛИЧНОГО КОНТИНГЕНТА
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ...................277
4.1. Методика исследования определенных типов асоциальных проявлений и их предпосылок.............................280
4.2. Демография и асоциальные проявления у детей и подростков различных рсспонден гных групп..........................283
4.3. Значимость адекватной социализации в превенции асоциальное™............................................297
4.4. Диагностика асоциальное™ у несовершеннолетних и действенные коррекционные интервенции...............................306
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................313
БИБЛИОГРАФИЯ................................................318
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................369
определенным кругам молодежи: с начала 1990-х годов бывшие участники подростково-молодежных группировок активно включились в междоусобную борьбу за передел сфер влияния нередко с использованием огнестрельного оружия.
Теоретико-практическое изучение групповой преступности как явления в отечественной науке и практике начато относительно недавно (Гатауллин, Максудов, 1989; Агеева, 1991; Прозументов, 1993; Булатов, Шеслер, 1994; Салагаев, 1997 и др.), в то время как на западе и, прежде всего в США накоплен огромный опыт изучения подобного рода феноменов. Американские исследования в згой области имеют более чем полувековую историю. Ранние попытки изучения групповой преступности в США входили в более общую проблему социальной дезорганизации в быстро растущих городских районах (Thrasher, 1927; Shaw, 1930; Shaw, & McKay 1942; Whyte, 1943 и др.).
Дальнейшие исследования в большей степени акцентировались на субкультурных проявлениях (Cohen, 1955; Miller, 1958; Yablonsky, 1959, 1962; Cloward. Ohlin, 1960; Short, J., & Strodtbeck, 1965). Начало современного периода исследования проблемы датируется первой половиной 1980-х годов, временем активного количественного и качественного роста преступных группировок в США, заставшее общественность врасплох. Насилие, торговля наркотиками, подрыв общественного образования приобрели в эти годы характер бума с концентрацией сил в таких космополисах, как Лос-Анджелес, Чикаго и Нью-Йорк. К настоящему времени молодежные преступные объединения существуют во всех 50 штатах США при максимальной концентрации в Аризоне. Иллинойсе, Калифорнии, Техасе и Флориде.
Социологи до сих нор не пришли к единому мнению но выявлению причин, приведших к беспрецедентному росту активности банд и группировок и характеру самого процесса. Современная наука и практика в США предпринимают активные усилия по превенции дааьнейшего распространения и углубления этого социального явления, рассматривая сю как социальную базу для воспроизводства делинквентного поведения (Scott, & Monti, 1993; Klein, 1995; Kinnear, 1996; Moore, 1997 и др.). На федеральном уровне и во многих штатах США приняты специальные законы по борьбе с уличными криминальными группами и объединениями, созданы и работают специальные хорошо профинансированные федеральные и локальные программы, большое
36
внимание уделяется ранней профилактике fia уровне общеобразовательных и специальных (альтернативных — для детей с дисциплинарными нарушениями) школ. Большое внимание в современных программах уделяется нивелированию и нейтрализации так называемых начальных группировок (предгрупп), которые отличаются диффузностыо, недифференцированностью, персонификацией, стратификацией в принципах своей организации и не успели перерасти в «мафию», национальный криминальный синдикат или интернациональный криминальный картель.
В России приобщение молодежи к организованной преступности начинает принимать обвальный характер, особенно в больших городах. Наиболее подробно в научной литературе изучены явления люберецкой и казанской группировок (Овчинский, 1989; Кашелкин, 1990; Салагаев, 1997 и Др.)-
За пять лет, с 1991 по 1995 г., число подростков, совершивших преступление в группе, существенно возросло (1991 г.— 109 038, 1995 г.— 128 926), доля таких правонарушителей в данной возрастной группе в среднем по России на 1995 г. составила 62,0% (МВД, 1996).
В целом увеличивается число женщин, вовлеченных в преступную деятельность, так, например, их удельный вес в среде несовершеннолетних, совершивших преступления, составляет соответственно 7,3%— 1991г.
(1 1 650); 8,6%— 1995 г. (17913); 9,0%— 1996г. (17351); 8,0%— 1997г. (12 970). Наличие женских банд — явление вполне привычное на западе, когда девушки объединяются в группировки с экзотическими названиями, имеющие сложные ритуалы, символы, систему подготовки, предпочитаемый тип оружия (обычно револьверы 22-25 калибра, легко помещающиеся в женской сумочке — Лаборатория региональных проблем молодежной политики ИСЭП РАН, 1995).
В Российской криминальной практике девушки обычно служили наводчицами, приманкой, не участвуя непосредственно в ограблениях и разбоях. В настоящее время они все более часто фигурируют как инициаторы преступлений и их активные участницы. В частности, в С.-Петербурге была выявлена группа «золотых» девушек, отбиравших у школьниц золотые украшения и сбывавших их за мизерную плату. Распространенным феноменом являются ограбления мужчин, предпринимаемые молодыми девушками с использованием фармакологических средств для доведения жертвы до
37