Ви є тут

Социальная ответственность поколений современного российского общества

Автор: 
Пушина Лада Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305431
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Поколение как социокультурная реальность 16
1.1. Поколение как социально-историческое явление
и научная проблема 16
1.2. 1 Іоколение как социокультурная общность:
сущность, признаки, структура 44
1.3. Поколения в современном российском обществе 67
Глава II. Поколения как субъекты ответственности 125
2.1. Ответственность в межпоколснческих отношениях 125
2.2. Ответственность как характеристика современных
российских поколений 142
Заключение 187
Библиографический список 192
Приложения I 204
Приложения II 208
Приложение III 212
Приложение IV 222
2
Введение
Актуальность исследования
Ответственность есть важнейшая характеристика поведения индивидов и групп, благодаря которой возможно само существование общества: ответственность - инструмент социального контроля, стимулирующий соблюдение людьми социальных норм, которые компенсируют недостаток природных регуляторов поведения у человека.
В связи с увеличением продолжительности жизни и возрастанием темпа социальных изменений в современном мире растет число одновременно живущих поколений людей. В условиях глобализации и информатизации заметно дифференцируется образ жизни молодых и старших генераций, что затрудняет взаимодействие между ними. В постсоветской России это взаимодействие осложняется еще и тем, что поколения, формировавшиеся в различных социальных, экономических, политических, идейно-нравственных условиях, исповедуют разные ценности.
Социальная ответственность поколений - необычайно значимая сегодня проблема, так как деятельность ныне живущих генераций, в результате которой появились и обостряются глобальные проблемы современности (экологическая, демографическая, ухудшения генофонда человечества, войны и мира), ставит под сомнение существование будущих поколений. В России эта проблема приобретает особую остроту и в связи с задачами формирования гражданского общества: его становление возможно только при наличии в фажданах страны высокой ответственности за ее судьбу.
Научное рассмотрение проблемы социальной ответственности поколений позволит установить причины «дефицита» ответственности в современном российском обществе, выявить условия, при которых возможно ее формирование у молодых генераций, и на основании этого осуществлять прогнозы перспектив развития страны.
Степень научной разработанности проблемы
3
жизни. «Наш социальный прогресс, - писал он, - главным образом, основан на смерти»1. Дело в том, что с возрастом, как он полагал, меняется психология человека, и те, кто в юности способствовал движению человечества вперед, в зрелые годы начинают противиться дальнейшему развитию. Средняя продолжительность жизни, следовательно, определяет соотношение новаторства и консерватизма в обществе: увеличение продолжительности жизни замедляет развитие, а сокращение - ускоряет.
Основоположник позитивизма в Англии философ и экономист Дж. С. Милль (1806-1873) главнейшим отличительным признаком поколения считал «стиль мышления»: по его мнению, не найдется двух поколений, которые бы решали вопросы выбора принципов организации политической жизни одинаково; в то же время многие мнения разделяются всеми представителями одного поколения без каких бы то ни было обоснований их истинности2. Милль полагал одним из важнейших факторов социальной эволюции степень влияния прошлых поколений на настоящие. Эта степень, по его мнению, определяется следующим: хотя характер человека складывается под воздействием обстоятельств и воспитания, у каждого по мере взросления возникает желание сформировать свой характер самому, по собственному усмотрению, и чем более активны люди некоторого поколения в выработке собственного характера, тем значимее роль данного поколения в преодолении традиций'.
Подобные идеи высказывали также Курно, Дромель, Рюмелин. Они к тому же задавались вопросом о «длине» поколения.
Так, французский математик, экономист и философ Ог. Курно (1801-1877) полагал, что длительность поколения представляет собой разни-
1 КонтО. Основные законы социальной динамики, или общая теория естественного прогресса человечества // Философия истории. Антология. М., 1995. С. 188.
2 Милль Дж. С. О свободе // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995. С. 288-392.
3 Милль Дж. С. Система логики. М., 1899. С. 677-683.
21
цу между средней продолжительностью жизни и 21 годом (21 год знаменует собой взросление и приобретение всех фажданских прав)1.
Ж. Дромель, в отличие от Курно, принимал во внимание не только возраст начала активной гражданской жизни и юридического совершеннолетия, но и возраст, в котором люди обретают общественное признание и занимают высокие посты, уступая свои прежние места более молодым. Он сформулировал «закон поколений», согласно которому господство одного поколения продолжается около 16 лет, после чего власть переходит к следующему поколению. Именно в течение этого срока новое поколение завершает свое политическое образование и начинает критику своего предшественника, социальный идеал которого в каких-то отношениях противостоит его собственному идеалу.
Немецкий статистик Г. Рюмелин определял длину поколения как среднюю возрастную разницу между родителями и детьми в данный период. Он же обращал внимание на то, что длина поколения неодинакова в разных странах (в Германии - 36,5 лет, во Франции - 34,8 и т. д.) и зависит от средней продолжительности жизни, среднего возраста вступления в брак, рождаемости и других факторов, а это, в свою очередь, влияет на темп исторических перемен2.
В России, куда в конце XVIII - начале XIX века докатились отголоски революционных событий на Западе, проблема поколений также приобретает актуальность.
Российским поколением, впервые осознавшим значимость этой проблемы, стало, возможно, первое поколение «непоротых дворян», которые родились вскоре после объявления «Манифеста о даровании свободы и вольности российскому дворянству». Именно этому поколению довелось на себе испытать слом давних сословных традиций (в частности, - упразднение обязанно-
1 Курно Ог. Основы теории шансов и вероятностей. М., 1970.
7 Цит. по: Кон И. С. Ребенок и общество. С. 101.
22