Ви є тут

Предприниматели малого бизнеса: социально-профессиональные качества и статус в современной России

Автор: 
Попова Ирина Николаевна
Тип роботи: 
социально-профессиональные качества и статус в со
Рік: 
2006
Артикул:
192361
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
3
Глава 1. Теоретические основания исследования социально-профессиональных качеств и статуса предпринимателей мало- 16 го бизнеса в современной России
1.1 Предприниматели малого бизнеса: основные методологические
1.2. Социально-профессиональные качества предпринимателей ма-
Глава 2. Социально-профессиональные качества и статус предпринимателей малого бизнеса как предмет эмпирического 103 исследования
2.1. Становление малого предпринимательства: особенности соци- 103 ально-профессиональных качеств и статуса
2.2. Предприниматели малого бизнеса: основные направления развития социально-профессиональных качеств и идентификация со- 125 циального статуса
Заключение 152
подходы социологического изучения социального статуса
16
лого бизнеса в современной России
68
Библиография
160
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последнее двадцатилетие в России произошли кардинальные изменения в социальной структуре. В результате экономических, политических, информационно-культурных изменений в российском обществе идет активный процесс образования новых социально-профессиональных групп и реструктуризации уже существующих.
В период трансформации российской экономики активизировалась предпринимательская деятельность, что повлекло за собой формирование группы занимающихся ею людей, обладающих «набором» личных и профессиональных качеств и действующих в определенной социальной среде. Актуальной проблемой является исследование этой относительно новой для России социальной группы.
Феномен предпринимательства активно изучается в настоящее время экономической и юридической наукой, но недостаточно - социологической, вследствие чего не уделяется должного внимания ни критериям выделения данной социальной группы и ее статуса в современной России, ни особенностям профессиональной и социальной деятельности включенных в нее людей.
В рамках экономической и юридической науки предприниматели малого бизнеса рассматриваются как хозяйствующие субъекты, при этом вне поля зрения остается их роль в решении социальных проблем современной России и социальная значимость их деятельности. Указанные проблемы - предмет социологической науки, не получивший еще должного внимания.
Правовые институты, регулирующие предпринимательскую деятельность в современной России, находятся в стадии становления, поэтому предпринимателям приходится действовать в условиях несовершенных или еще не сложившихся норм и правил, что усиливает риски их профес-
17
Понятием «предпринимательство» обозначаются предприниматели крупного, среднего и малого бизнеса, однако только малое предпринимательство закреплено законодательно, тогда как нормативно-правовые акты, определяющие среднее и крупное предпринимательство, до сих пор не разработаны. Законодательством определено, что субъектами малого предпринимательства могут являться как физические, так и юридические лица. Поскольку работа выполнена по социологической науке и объектом исследования является деятельность предпринимателей малого бизнеса, организационно-правовая форма малого предприятия не будет рассматриваться нами подробно.
Наряду с понятием «предпринимательство» мы используем и понятие «бизнес». К соотношению этих понятий существует несколько подходов. Согласно первой точке зрения, они являются синонимами. По мнению второй группы авторов, допустима определенная взаимозаменяемость этих понятий при описании хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики. Однако понятие «бизнес» гораздо шире, чем понятие «предпринимательство», и его можно толковать как выражение системы производства для удовлетворения потребностей членов общества, охватывающей отношения между всеми участниками рыночной экономики: предпринимателями, потребителями, наемными работниками, служащими государственных структур, представителями коммерции и торговли. Третья группа авторов убеждена в существовании значительных различий между понятиями «бизнес» и «предпринимательство» как в экономическом, так и в юридическом аспектах. Четвертая группа авторов считает, что «предпринимательство» - это интеллектуальная деятельность энергичных, инициативных людей по осуществлению наиболее важных и трудных проектов, а «бизнес» связывают с коммерцией, торговлей, деловой активностью. И наконец, согласно пятой позиции, общей характерной чертой понятий «биз-
18
несмен», «предприниматель» является непосредственное владение собственностью [131].
Мы склонны согласиться с представителями первой точки зрения, эти понятия можно употреблять как синонимы. Предпринимательство (бизнес) - инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, главными целями которой является получение прибыли и развитие собственного дела. В то же время мы акцентируем внимание на том, что предпринимательство - это специфический вид деятельности, связанный с инновациями и риском, тогда как бизнес - это репродуктивная хозяйственная деятельность.
В социологической теории недостаточно исследованы принципы и критерии, в соответствии с которыми можно объединить предпринимателей малого бизнеса в одну группу: общепризнанные ценности, характер деятельности, нормы и правила поведения внутри группы; взаимная идентификация, сходная мотивация, характер внутригруппового взаимодействия.
Принципиальную важность для теоретико-методологического осмысления представителей малого бизнеса как социально-профессиональной группы приобретает разработка концептуальных оснований ее исследования.
Деятельность предпринимателей малого бизнеса, направленная на получение прибыли и на удовлетворение нужд конкретных потребителей в товарах и услугах, исследуется специалистами разных сфер знания: экономистами, правоведами, историками, что вполне закономерно в силу многозначности и многоаспектности самого изучаемого социального феномена. Однако каждый из подходов фиксирует только один из аспектов разрабатываемой темы.