Ви є тут

Особенности местных сообществ в социальной структуре российского общества

Автор: 
Невеличко Любовь Григорьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305502
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ь
Введение................................................. 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА: ТЕОРЕТИКО
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Генезис научных представлений об обществе, общности и сообществе в социологическом измерении........ 15
1.2 Местное сообщество как структурообразующий признак общественных отношений в муниципальном социуме........ 35
1.3 Сетевое взаимодействие как модель отношений органов власти и местного сообщества в муниципальном районе 55
Глава 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ-----------------------------------------------------
2.1. Объективные показатели и условия жизнедеятельности местных сообществ............................. 75
2.2 Субъективные индикаторы и показатели сетевых взаимодействий в местных сообществах.......... 96
2.3 Социальная активность населения как деятельность по формированию местных сообществ в муниципальных образованиях........................................... 124
Заключение............................................... 148
Список литературы и источников........................... 151
Приложения............................................... 160
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Развитие демократических основ жизни российского общества невозможно без активного включения людей, проживающих в городских и сельских поселениях, имеющих потенциал местного сообщества. Постсоветские реформы привели к неоднозначным изменениям в системе жизнедеятельности людей, проживающих в муниципальных образованиях. С одной стороны, в них сформировались новые социальные институты местного самоуправления и рыночной экономики, в повседневную жизнь людей постепенно внедряются принципы демократии, свободы и правопорядка, с другой - возникло и усиливается социально-экономическое неравенство и как следствие - падение жизненного уровня значительной части населения, снижение авторитета и доверия людей к органам местной власти. Феномены отчужденности и аномии, низкая социально-экономическая ~и—политическая- активность—населения,—его неудовлетворенность решением насущных житейских проблем ведут к росту социальной напряженности в местных сообществах, усиливают миграцию, провоцируют рост пьянства, наркомании, преступлений и других асоциальных процессов.
При сходных социально-экономических условиях и социокультурном контексте, местные сообщества имеют свои особенности функционирования и развития. Они обусловлены противоречиями между природно-ресурсными возможностями территорий, человеческого потенциала, особенно предпринимательского, с одной стороны, и низкой эффективностью деятельности органов местной власти - с другой. Как следствие, происходит сокращение численности социально-территориальных общностей, их жизненного пространства. Объединение сельских населенных пунктов, включение их в черту городских округов и поселений, ликвидация сельских населенных пунктов в связи с отсутствием в них жителей привело к уменьшению в межпереписной период на 2,2 тысячи числа сельских
18
социальное равновесие всегда и везде, где они существуют [89]. Индивиды, по утверждению Р.Парка, составляющие общности, соперничают между собой и борются за средства существования. Примечательно, что в ранних исследованиях общности не содержится ссылка па ее территориальную принадлежность. На современном этапе общность определяется уже с учетом территориальной специфики и социокультурных критериев. Необходимо уточнить, что в теории социальной общности пространственный критерий в качестве основного признака называет ограниченную территорию (постоянное место жительства), на которой осуществляется социальное взаимодействие людей, обладающих прочными связями между собой. На основании этого признака американский географ Р.Сакк вывел следующее значение территориальности: это «попытка индивида или социальной группы контролировать или оказывать влияние на людей, явления и-взаимосвязи путем делимитации и контроля-над географическим ареалом» [151].
Но наиболее убедительным является определение, предложенное Мерсером: «Человеческая общность — это внутренне функционально связанное объединение людей, живущих на определенной географической территории в определенное время, имеющих общую культуру, образующих определенную социальную структуру и проявляющих чувство своего единства в составе отдельной группы» [ 148].
Т. Парсонс определял понятие общности (сообщес тва) как социальную систему. Согласно его толкованию «общность — это объединение действующих лиц, обладающих определенным территориальным пространством как основой для осуществления большей части их повседневной деятельности [149]. Дитрих фон Гильдебранд считал, что в основе образования общности лежат более глубокие причины, чем территория и совместная деятельность. Взаимоотношения между индивидами, считал ученый, приводят к образованию различных объединений, но контакты,
возникшие на основе общих ценностей, обладаюг более высокой степенью объединения по сравнению с обыкновенными отношениями и образуют общность [25].
Гордон Олпорт теоретически доказал, что новая социальная реальность зарождается на основе интегрированной линии поведения индивидов (принцип конвергенции), в основе которой лежит сходство эмоций, ценностей, придаваемых значений, стереотипов, которыми обладают члены формирующейся общности [87].
Дитрих фон Гильдебранд в работе «Метафизика коммуникации» привел наблюдение о появлении новой реальности при образовании общности: «... недостаточно принимать в качестве единственного реального признака понятия общности переживаемые отношения между людьми. Единство общности заключается не только в той связи, которая возникает в актуальном-контакте или в-лучшем случае в переживаемых отношенияхгТам“ ~ где существует общность, люди объективно и реально образуют новое реальное целое в своей совокупности» [25].
Концепции общности в исследованиях отечественных социологов не вступают в противоречие с определениями зарубежных исследователей, добавляя свои признаки в характеристику этого понятия. По мнению Ю.Г.Волкова, общности складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера жизнедеятельности, на основе одинаковости условий жизни, их осознанности и проявления отношения к ним. Совокупность людей становится общностью, если у них вырабатывается более или менее отчетливое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим» (по тем или иным признакам), различие между «мы» и «они», осознание своего места в системе экономических отношений (кто «хозяин», кто «бедняк», кто «богатый») [143].
Факторами, образующими общность, могут служить следующие основания: 1)географическя близость (село, коммуна, приход, нация),