Ви є тут

Становление системы открытого образования в современной России: социальные предпосылки, институционализация, конкурентоспособность

Автор: 
Афонина Екатерина Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
268838
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................3
Открытое образование: социальные предпосылки и теоретико-методологические проблемы
исследования............................................17
1.1. Социальные предпосылки и факторы становления открытого образования.............................................17
1.2. Теоретико-методологические подходы к изучению открытого образования и его социальной роли в современной научной
литературе..............................................40
Становление организационных и институциональных основ российской системы открытого образования ...............67
2.1. Социальное проектирование организационных основ российской системы открытого образования................69
2.2. Институционализация социальных норм, императивов и организационных принципов открытого образования в правовом
поле РФ.................................................99
Формирование открытого образования как единой системы в образовательном пространстве России и оценка его
конкурентоспособности..................................122
3.1. Формирование открытого образования как единой системы:
состояние, особенности и тенденции.................123
3.2.0ценка открытости и конкурентоспособности российского
образования в условиях глобализации....................141
Заключение.............................................171
Список использованных источников
Приложение.......................
177
.193
ВВЕДЕНИЕ
Волна социальных трансформаций, прокатившаяся по всему миру, широко распахнула двери большинства прежде закрытых обществ. Открытость, признанная одним из глобальных векторов развития человечества, стала направляющей идеей и целевым ориентиром модернизации национальных образовательных систем.
Выход российского образования на мировую арену в новой роли совпал с нарастанием системного кризиса и усилением конкуренции на мировом рынке образовательных услуг. Кризис, став источником нестабильности, неустойчивости и обострения противоречий во всех областях человеческой деятельности, нарушил привычные, налаженные связи между обществом и системой образования. Критика в адрес образования затронула, в большей степени, структурный, количественный и качественный аспекты подготовки специалистов. Однако сформировать внятный социальный заказ, определив критерии качества, необходимый перечень специальностей и профессий общество, по разным причинам, пока не сумело. В свою очередь, обоснованные претензии, предъявляемые обществу от лица образования, направлены на хроническое недофинансирование образования, «провалы» в законодательном и нормативно-правовом обеспечении деятельности образовательных учреждений, процесс «заболачивания» образовательной деятельности формально-бюрократическими процедурами, чреватый дальнейшей дефадацией качества образования.
Подобное развитие событий актуализирует поиск новой модели образования, адекватной общественным, корпоративным и личным потребностям и, одновременно, соответствующей потенциалу и возможностям отечественного образования. Благодаря сближению с западными образовательными системами появилась возможность анализировать проблемы российского образования и находить их решения, используя мировой опыт. Этот путь оказался не слишком простым.
18
Понятия общество «открытое» и общество «закрытое» были введены К. Поппером1. Открытое общество - демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к изменениям внешней среды, противопоставляется закрытому - догматически авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития. Для закрытого типа общества характерны «магическое мышление, догматизм и коллективизм. Для открытого - рациональное постижение мира, критицизм, индивидуализм»2.
В знаменитой схеме функциональных требований к системе3 Т. Парсонс выделил ряд принципов функционирования социальной системы, которые выступают регуляторами на трех уровнях: общество, культура, личность. Если рассматривать «открытое образование» как элемент социальной системы «открытое общество», то условием их эффективного взаимодействия будет единство принципов, заложенных в основу их функционирования. Третьим субъектом взаимодействия в этой вертикали является личность, в социальной характеристике которой открытость -одно из основных качеств, способствующих адаптации, интеграции и достижению цели как общей ориентации членов общества.
Образование является единственной подсистемой общества, чья целевая функция совпадает с целью общества. Если, различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию для человека, то система образования помогает человеку «слепить» самого себя, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное и физическое развитие. Сегодня это определяет важнейшую функцию образования - гуманистическую, поскольку гуманизация - основной вектор и объективная потребность общественного прогресса.
Во всем мире не существует идеальной системы образования. Каждая национальная система опирается на свою историю и традиции.
1 Поппер К. Открытое общество и его враги. М. 1992. с. 34-52.
2 Современная западная социология: словарь. М.: Политиздат. 1990. с. 242.
3 Парсонс Т. Система современных обшестп. М. 1997. с. 116.
19
Однако, под воздействием социальных трансформаций, охвативших на рубеже веков практически все мировое сообщество, облик образования интенсивно меняется.
Масштабные реформы, происходящие на наших глазах в национальных системах образования, актуализируют поиски новых подходов к построению образовательных стратегий.
Возникает необходимость создания новой системы образования. Уточним понятие «система образования». В Законе РФ «Об образовании» понятие система образования» расшифровывается как: «... совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ
различного уровня и направленности; федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования»1.
Здесь система образования раскрывается в логике структурнофункционального подхода. Она представлена как совокупность структурных элементов, выполняющих определенные функции и организационно объединенных в одно целое. Это определение подходит и к открытой системе образования, раскрывая одну из ее граней. Однако оно не охватывает важные специфические свойства системы открытого образования. Для этого необходимо посмотреть на систему открытого образования и иод другим углом зрения.
По мысли Г.И. Герасимова, которую мы разделяем, система образования это - «... особый социальный институт общества, поскольку образование выступает в качестве родовой функции общества, то для ее
1 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (с изменениями, внесенными Ф3 от 27.12.2009 №374-Ф3 и иступившими в силу 29.01.2010) /М.: КНОРУС. 2010. ст.8. с. 10.