Ви є тут

Интегративные процессы в сельском социуме изменяющейся России

Автор: 
Михеев Петр Андреевич
Тип роботи: 
диссертация доктора социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
370
Артикул:
192089
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИУМА 17
§ 1. Социум в архитектонике социального пространства 17
§ 2. Концептуальная модель локального сельского социума 48
§ 3. Социум как объект социологического изучения __70
ГЛАВА II.
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА 102
§ 1. Институциональные предпосылки формирования новых
социокультурных практик в сельском социуме 102
§ 2. Элементы прошлого
в моделях социокулыурных практик на селе 136
ГЛАВА III.
СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ XXI ВЕКА 165
§ 1. Сельский социум
в контексте внешних и внутренних вызовов XXI века 165
§ 2. Факторы воспроизводства трудовых ресурсов села 185
§ 3. Между проектом и самоорганизацией:
парадоксы позитивных перемен на селе 210
ГЛАВА IV.
СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ
В ПРОЕКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 226
§ 1. Коммуникационная арена села 226
§ 2. Социальная политика в муниципальном образовании 264
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 297
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 306
ПРИЛОЖЕНИЯ 322
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что деятельность и результаты труда аграриев выступают одним из важных условий успешною роста всей экономики, обеспечивает национальную независимость страны. Аграрный сектор является многофункциональным и не только производит продукцию, но также обеспечивает воспроизводство общественно значимых ценностей, которые должны быть осмыслены на основании генотипа собственной культуры. Внося значительный вклад в жизнеспособность сельской местности, сохранение аграрного ландшафта, он играет важную роль в сохранении культурного наследия и поддержании здоровья человека. Сельская проблематика социологии в условиях современной России актуальна и потому, что сельское население стареет и его удельный вес уменьшается недопустимо быстрыми темпами.
С началом кардинальных изменений социально-экономического порядка в нашей стране в агропромышленном комплексе произошли процессы дезинтеграции отношений и связей, базирующихся на принципах раздаточной экономики и командных методов управления. Спад производства, рост социального неравенства и бедности, неадекватные системы социальной поддержки и защиты стали реальностью для многих регионов. Неэквивалентность обмена с внешними контрагентами, которую определяла стихия рынка, вызвали к жизни специфические формы выживания крупных хозяйств новых укладов. Главная проблема в том, что они не смогли предоставить всем трудоспособным жителям села рабочие места. Значительная часть сельского населения, потеряв трудовые отношения и общественные связи с коллективным хозяйством, вынуждена была изыскивать пути адаптации к сложившимся условиям, в основном используя формы неоархаики (небольшое семейное хозяйство). По
36
действия, и его импульс, и посредник между рациональной моралью и ее внерациональными основаниями. В западноевропейской и в американской социологии термин использован многими видными исследователями (Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Сторер и др.) Им стали широко пользоваться в социологии науки, образования, культуры.
Истолкование этоса в качестве совокупности обычаев, стихийно складывающихся образцов поведения, по сути дела, отождествляет его с нравами. Но если этос - всего лишь нравы, то, как правило, в ценностном
измерении.-Так,-по-мнениюМ_Оссовской,«этос-= это стиль-жизни-какой-г-то...-
общественной группы, общая... ориентация какой-то культуры, принятая в ней иерархия ценностей... Термин этос применяется к группам, а не к индивидам, его объем выходит за рамки ценностей, которыми занимается этика. Это один из основных терминов социологии культуры»18.
Но существует и другое понимание этоса, приближающее его к этическому кодексу, то есть добровольно принятым на себя обязательствам или согласованным правилам поведения. В указанных рамках заключено большинство современных трактовок этоса, прямых или косвенных попыток понятийного анализа.
По иному предстает одна из граней этоса при попытке анализа нравственного смысла конфигурации власти. Речь не обязательно идет о политической этике, где этос выступает гарантом справедливого распределения властных полномочий и разрешения конфликтов. Имеется в виду интерпретация этоса как «пространства взаимопорождения морали и власти»19. Его структуризация способствует проявленности границ власти, возникающей в процессе деятельности. Тем самым этос уравновешивает «классические» модели бинарного взаимодействия (учитель - ученик, врач -пациент, хозяин - наемный работник и т.п.) и распространяется на
18 Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987. С. 26.
19 Франц А.Б. Политическая анатохшя морали, Екатеринбург, 1993.
37
большинство других, где налицо признаки патернализма или явного доминирования.
Обращение к этосу происходит в тех случаях, когда приходится соотносить житейскую мудрость, практическую нравственность с рационально организованными формами деятельности.
Итак, научная этика сосредоточена на нравственных исканиях и моральном самоопределении индивида, между тем как поселенческий (общностный) фактор, до сих пор остается на периферии и социологического ... и этического знания. Если эту ситуацию-рассматривать^ аспекте .расширения корпоративности, этой отличительной черты жизни индустриальных обществ, то проблемы этоса приобретают особое звучание. Корпоративность порождается дискретностью общества и его отдельных сегментов, в том числе в аграрной части. Отсюда и возникновение особого типа социальности, вытесняющей и замещающей вековые традиции гемайншафтного характера, т.е. связей и отношений личной зависимости. Основой социальности становятся не органические связи традиционного общества, а формальные (техничные) способы организационного сцепления. На этом и вырастают корпорации. В сфере общественной нравственности они выполняют объединяющую функцию. Понятно, что корпорация и корпоративный этос не только взаимно репрезентируют друг друга, но являются динамическими составляющими единого процесса конвенциональной зависимости людей друг от друга.
Организация стала объектом систематического изучения в период оформления социологии в качестве самостоятельной научной дисциплины. Но точку отсчета организационных построений и зачатки организационных идей трудно отнести к какому-либо определенному периоду, они прослеживаются на протяжении всей истории человечества.
Переосмысление социальной динамики затрагивает значимые для человека феномены. Это справедливо и для предмета организационной