Ви є тут

Социокультурные особенности развития современного лаосского общества

Автор: 
Кенконгкхам Субан
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000310446
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение................................................ 3
Глава I. Народ лао в культурно-исторической
ретроспективе................................... 12
§ 1. Краткий экскурс в историю народа лао............... 14
§ 2. Этнодемографическая структура лаосского
общества............................................. 27
§ 3. Социально-экономические процессы в лаосском
обществе............................................ 41
Глава И. Специфика социокультурного развития
лаосского общества............................. 66
§ 1. Диалектика традиций и новаций в развитии лаосского
общества........................................... 67
§ 2.Социокультурные ценности буддизма в религиозной
и мирской практике....................................76
Глава III. Проект эмпирического исследования
доминирующего типа личности в лаосском обществе....................................... 94
§ 1. Проблема адекватности доминирующего типа
личности социокультурным переменам................. 95
§ 2. Социально-психологический портрет жителя страны лао..104 § 3. Типологический анализ повседневной
жизнедеятельности лаосского общества............... 118
Заключение..............................................126
Библиография............................................130
Приложения...............................................137
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Азиатским называют некоторые ученые XXI век, имея в виду значительные количественные и качественные изменения, происходящие в странах Азии. Азиатский регион приобретает все большую значимость в контексте мирового развития: быстрыми темпами растет численность населения: по прогнозам демографов, до 2025 года ежегодный прирост населения в Азии составит примерно 50 млн. человек, тогда как в мире в целом -40 млн. человек1, ряд азиатских стран значительно прогрессирует в социально-экономическом, политическом, культурном отношениях. Каждая страна, отдельные группы стран вносят свой вклад в развитие азиатского региона.
Специфика социокультурного развития народов Юго-Восточной Азии, в том числе Лаоса, обусловлена взаимодействием традиций, очень живучих в регионе, с инновациями, возникающими благодаря модернизации этих стран. Здесь встречаются Восток и Запад: Восток как хранитель традиционных ценностей, являющихся его сущностью, и Запад как носитель нововведений, направленных на трансформацию традиций, их адаптацию к новым социокультурным реалиям. Здесь можно усмотреть и противостояние, и взаимопроникновение, то есть диалектическое единство. Речь идет не о «борьбе нового со старым», а о «встраивании» традиционных восточных институтов в современную социальную реальность. В противном случае существует угроза разрушения веками складывавшегося образа жизни народа.
Тема представляется актуальной и с теоретической, и с практической позиций, поскольку успешная трансформация общества связана с осмыслением происходящих процессов, выявлением закономерностей развития для возможного их учета в практике реформирования общества.
1 Рассчитано по: Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.-М. - 1999. - № 38. - С. 2-3.
13
системного образования. Исследование функционирования, воспроизводства, развития исторически сложившегося объекта при помощи логического метода предполагает выявление его исторической ретроспективы, рассмотрение его в единстве прошлого, настоящего и будущего. Развитый объект позволяет глубже и полнее понять в истории то, что дано в ней в неразвитом виде. «Анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны», - подчеркивал К.Маркс 1.
С этими взглядами перекликаются идеи Ч.Миллса, который в известном труде «Социологическое воображение», в частности, указывал: «...Многие проблемы, с которыми сталкивается отдельный человек, нельзя решать в индивидуальном порядке; их надо рассматривать в социально-политическом контексте и с точки зрения исторического развития» 2.
Воспроизведение истории народа лао затруднено рядом обстоятельств. Прежде всего, речь идет о характерной особенности описания исторических событий в странах Юго-Восточной Азии -сочетании достоверного (подлинного) и вымышленного, то есть в повествованиях о реальных событиях имеется художественный вымысел. Прозаическая письменная словесность Лаоса, отражающая историю народа лао, также едва ли соответствует критериям строгой документальности, поэтому сохранившиеся тексты скорее рассматриваются как литературные памятники. Это означает, что летописцы придавали историческим событиям мифический характер, которые, тем не менее, воспринимались вполне реалистично. Еще одно важное обстоятельство заключается в том, что назначение летописи было в убеждении читателя в божественности происхождения государственной власти. История народа изображалась как история правящего клана, династии, одна из главных функций автора состояла в подтверждении связи власти с божественным началом. Вероятно, средневековый историк зависел от монарха, являвшегося одновременно его покровителем и заказчиком его труда.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 12. - С. 731.
л
Миллс Ч. Социологическое воображение. - М., 1998. - С. 253.
14
§ 1. Краткий экскурс в историю народа лао
Территория современного Лаоса, прежде всего ее северная и центральная области, была заселена еще до новой эры, и жители среднего Меконга уже занимались рисоводством. Информация о государственных образованиях на этой территории появилась в VII веке новой эры в китайских придворных хрониках. В них запечатлены сведения о королевстве Вентан, население которого было преимущественно мон-кхмерским, хотя был представлен и тайский этнический компонент. С начала IX и примерно до XII века это королевство существовало в составе кхмерской империи Камбуджадеши. К середине I тысячелетия новой эры в этом районе стали многочисленными тайские племена, которые начали создавать небольшие государства мыанги (княжества). Их социально-экономической основой были рисоводческие поселения. Доминирующей этнической общностью на рубеже XIII - XIV веков стал народ лао, у которого к этому времени уже сложилось классовое общество. Народы тайской группы постепенно оттесняли мон-кхмеров из речных долин в горы, что привело к оппозиции «жители долин» - «жители гор», причем первые выступали эксплуатирующим началом по отношению ко вторым.
В середине VIII века одним из значительных тайских государств на среднем Меконге было Сва, возвышение которого связывалось с именем Кхуна Болома (Верховного Правителя), который считается божественным первопредком лаосских правителей. Кхуну Болому посвящены популярные сочинения, в том числе главная историческая легенда лаосцев «Сказание о владыке Боломе». Это сказание знакомит с добуддийскими верованиями, с представлениями о происхождении людей, а также обычаев, ремесел.
Кхун Болом якобы послан на землю верховным богом Пханя Тхэном по просьбе трех вождей, спасшихся на плоту от потопа и поднятых водой до самого неба. Дарованный божеством волшебный буйвол доставил вождей на землю, вспахал поле, а потом пал. Из ноздрей буйвола выросла огромная плеть тыквы с тремя плодами, внутри которых что-то шумело. В тыквах проделали отверстия, из которых вышли предки мон-кхмерских и лаосских племен. Вожди обучили людей охоте и рыбной ловле, ведению хозяйства. Кхун