Ви є тут

Институционализация местного самоуправления в современной России

Автор: 
Еременко Лариса Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301542
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение.............................................................. 3
Глава I. Теоретические основы институционализации местного самоуправления........................................................19
1. Концептуальная модель институционализации местного самоуправления 20
2. Особенности и тенденции становления социального института местною самоуправления в современной России................................42
3. Факторы модернизации местного самоуправления.....................65
Глава 2. Социологический анализ проблем институционализации местного самоуправления........................................................96
1. Социальные детерминанты институционализации местного самоуправления
....................................................................96
2. Направления оптимизации процесса институционализации местного самоуправления в России...........................................135
Заключение...........................................................154
Список литературы....................................................148
Приложение №1 Система социальных детерминант институционализации местного самоуправления 168
Приложение №2 Статистические данные исследования «Особенности институционализации местного самоуправления в Тюменской (г.Тюмень) и Московской (Одинцовском районе) областях» 172
Введение
Актуальность теми исследования.
В современном российском обществе продолжается поиск наиболее ипималыюй демократической модели развития государства. Важнейшей ^оставляющей лого процесса является местное самоуправление, один из ключевых институтов гражданскою общества. ос1ювнос назначение которого -треололение отчуждения населения от власти, повышение социальной активности -раждан. Рашите местною самоуправления опирается на последовательно ■крспляемую нормативно-правовую базу: Конституцию РФ, Федеральный закон •Ф от 6.10.2003 г. №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местною -самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 2.03.2007 г.
1Ч*25-Ф3 «О муниципальной службе Российской Федерации». Федеральный закон
РФ от 27.07.2010 г. ЛЬ 210-ФЗ 'Об организации предоставления государственных и иуииципальных услуг" и лр. На кардинальное улучшение сто функционирования была направлена реформа в этой сфере. Все это позволило создать «иституциоихзьныс условия приближения власт к иасе.тенню.
Вместе с тем, институционализация местного самоуправления сопровождается рядом сложнейших проблем теоретического и практического характера. В их числе: недостаточное участие населения а его развитии, кдостаток финансово-экономических ресурсов, неадекватное социальным условиям правовое регулирование, дефицит высококвалифицированных кадров, та.зичис теоретических подходов, тте отвечающих современным социальным условиям организации местного самоуправления, малая изученность факторов «петитупиона.!и ыцни местного самоуправления и др. Местное самоуправление это не только институт демократизации общества, но и определенный образ жизни, социальные нормы и ценности. Основным показателем эффективности функционирования местного самоуправления является его институционализация осознание потребности в новых формах жизнедеятельности, формирование социально-экономических и политических условий самоуправления, развитие и «итернализация населением 1*опых социальных норм и форм деятельности,
использование различных форм межмуниципалыюго сотрудничества, популяризация достижений местного самоуправления.
8. Оптимизация процесса институционализации местного самоуправления заключается в параллельной работе по пяти направлениям: во-первых, повышение открытости и полноты информационного поля, усиление социальных связей муниципальных органов и населения; во-вторых, повышение профессионализма муниципальных служащих и расширение возможности реализации их человеческого потенциала с целью улучшения имиджа и повышения доверия административно-бюрократическому аппарату; в-третьих, разграничение полномочий, компетенций и ответственности федеральной, региональной и местных властей, преодоление избыточного сосредоточения властных ресурсов у региональных администраций, пересмотр сложившейся системы властных отношений путем последовательного движения к разумной децентрализации; в-четвертых, введение дополнительных мотивирующих факторов участия населения в деятельности местного самоуправления, в-пятых, обеспечение соответствия между финансовыми потребностями муниципалитетов по решению вопросов местного значения и предоставленными им доходными источниками, развитие предпринимательства в соответствии с приоритетными направлениями экономического развития муниципального образования.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается применением проверенных практикой теоретико-методологических принципов социологии; репрезентативностью данных эмпирических исследований, научно обоснованной методикой сбора социологической информации и ее интерпретации; логикой построения выводов; успешной апробацией работы.
Теоретическая значимость исследования состоит в построении модели институционализации местного самоуправления с учетом социальных детерминант, явных и латентных политических, экономических, правовых, культурных, социальных, человеческих факторов, в которой четко разграничены внутренняя и внешняя среды, установлены соответствия теоретических подходов реформирования местного самоуправления повседневной управленческой
16
практике. Выводы, сделанные в диссертационном исследовании, расширяют проблемное поле исследования института местного самоуправления как социального феномена, позволяют глубже понять процесс внедрения принципов самоуправления и самоорганизации в жизнь российского общества, способствуют дальнейшему исследованию современных муниципальных практик.
Практическая значимость исследования заключается в выводах и рекомендациях, сделанных на основе проведенного исследования, которые могут быть использованы в процессе дальнейшего развития законотворческих основ местного самоуправления, при внедрении управленческих решений по включению населения в решение вопросов местного значения, органами и должностными лицами местного самоуправления для расширения спектра возможностей и повышения эффективности решения ими задач, улучшения имиджа как муниципальных служащих, так и всей управленческой системы этого уровня, образовательными учреждениями, готовящими управленческие кадры для местного самоуправления, для подготовки и чтения соответствующих курсов, тем или разделов социологии управления. Выводы, сделанные автором, и методики исследования могут найти применение в аналитической и практической деятельности социологов и политологов, занимающихся проблемами повышения эффективности местного самоуправления.
Апробация результатов исследования.
Основные выводы и положения работы были представлены на Общероссийском собрании Советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации (г.Москва, октябрь 2007 г.); заседании Комитета по культуре Конгресса местных и региональных властей Европы (Австрия, г.Инсбрук, октябрь 2008 г.); заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации ФС РФ (г.Москва, 25 февраля 2010 г.); совещаниях с руководителями советов муниципальных образований - членами ОКМО; расширенном заседании Комитета Совета Федерации ФС РФ по вопросам местного самоуправления «Пять приоритетных стратегических направлений технологической модернизации России, обнародованных в Послании Президента
17