Ви є тут

Социальная интеграция выпускников технических вузов в сферу трудовой деятельности : На материалах Владимирской области

Автор: 
Попова Татьяна Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276769
179 грн
Додати в кошик

Вміст

к
Содержание
Ф Введение.............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы процесса социальной интеграции выпускников вузов в сферу труда.........................15
1. 1 Успешная интеграция в трудовую деятельность -
высший уровень адаптированности....................................15
ь 1.2 Соотношение федерального рынка образовательных услуг
и рынка труда......................................................41
1. 3 Анализ функционирования системы профессионального
^ образования и рынка труда в регионе.................................56
Глава 2. Факторы и этапы социальной интеграции
выпускников технических вузов в трудовую деятельность...............78
2. 1 Особенности профессиональной подготовки студентов
технических вузов во Владимирской области..........................78
2. 2 Выпускники инженерных вузов в конъюнктуре регионального
Ь рынка труда.........................................................96
2. 3 Моделирование интеграции выпускников вузов
в профессиональную деятельность...................................112
Заключение........................................................132
Список использованных источников..................................140
Приложения........................................................156
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретического и практического осмысления новых подходов к процессу социальной интеграции выпускников высших учебных заведений в сферу трудовой деятельности. В условиях государственного регулирования социального и экономического поведения субъекта интеграция человека в сферу труда ранее не рассматривалась как фундаментальная социальная проблема, так как государственная система не допускала широкой вариативности индивидуального поведения в данной сфере.
Современная стадия социально-экономического развития России предполагает аккумулирование и эффективное использование всех имеющихся ресурсов в обществе. Одним из важнейших источников обновления в системе общественного воспроизводства является молодое поколение. Однако, в современных условиях именно молодежь, выпускники учреждений профессионального образования, впервые оказавшиеся на рынке труда, являются наиболее уязвимой его категорией. Слабая конкурентоспособность выпускников обусловлена недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, несоответствием содержания полученной профессии требованиям рынка.
В последнее время все чаще встает вопрос о том, что система профессионального образования должна удовлетворять новым и постоянно меняющимся потребностям общества в специалистах. Но до сих пор студенты рискует получить специальность, которая окажется невостребованной в условиях современной экономики, и в результате молодые кадры испытывают затруднения при выходе на первичный рынок труда.
Современный рынок труда молодых специалистов характеризуется следующими противоречиями:
необходимым условиям: адаптации, целеполаганию, интеграции и латентности. Данная концепция известна под названием AGIL (адаптация - цель -интеграция - латентность). В результате этого в системе образуются четыре подсистемы с соответствующими функциями: 1) приспособление системы к своему окружению (адаптация); 2) определение иерархии целей, предназначенных к достижению, и мобилизация ресурсов системы для их достижения (целеполагание); 3) обеспечение единства всей системы путем внутренней координации ее элементов (интеграция); 4) поддержание равновесия и воспроизводство системных образцов (латентность).
Конструирование модели социальной интеграции молодежи в сферу трудовой деятельности мы посчитали необходимым, так как в современном обществе произошли качественные изменения процесса интеграции индивида в социальную систему, освоения им знаний, социальных норм и культурных ценностей.
Основным принципом содействия профессиональной самореализации становится обеспечение единства профессиональной и жизненной перспективы. Профессиональная и социальная мобильность, возможность смены профессиональных ролей, формирование социальной компетентности молодежи способствует реализации индивидуальных жизненных моделей. Одним из важнейших факторов, способствующих решению этих проблем, является адаптация индивида к социальной среде.
Социологическая наука рассматривает адаптацию как процесс приспособления личности к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества;1 установления соответствия между совокупным уровнем наиболее актуальных на данный момент требований личности и наличным уровнем удовлетворения потребностей, определяющий непрерывное развитие личности;2 активного приспособления индивида к новым условиям
1 Социология: Учебник/ Огв.ред. П.Д. Павленок.- М.: «Маркетинг», 2002. - С. 327.
2 Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. - Саратов, 1991.- С. 76.
17
жизнедеятельности; процесс, являющийся целостной реакцией личности на сложные изменения жизни и деятельности.1
В контексте нашего исследования под адаптацией мы будем понимать процесс оптимизации взаимоотношений личности и социальной среды. Успешность социальной адаптации зависит от согласования требований и ожиданий обеих сторон: социума и индивида. Изменение социальной ситуации, ведущее к нарушению сложившегося динамического равновесия в системе «человек - среда»2, активизирует определенные возможности системы, приводит к таким изменениям в ней, которые обеспечивают сохранение эффективности ее функционирования в новых условиях. Каждой из составляющих данной системы должны быть присущи адаптационные свойства, обеспечивающие их равноправие. В теории адаптации они определяются понятиями адаптивность и адаптированность.
Адаптивность по отношению к личности определяется как совокупность личностных свойств, определяющих потенциальные возможности личности как субъекта социальных процессов.
Под адаптированностью нами понимается мера фактического приспособления индивида к социальной среде, взаимосоответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Уровень освоения личностью социальных норм может быть охарактеризован степенью включенности индивида в новую социальную среду. В зависимости от адаптационного потенциала личности и особенностей социальной среды выделяются три уровня адаптированности:1
- подчиненность - личность пассивно усваивает социальные нормы и готова следовать им в своем социальном и психологическом поведении;
- приспособленность - личность, усваивая нормы, готова следовать им на уровне публичного социального поведения, не принимая их внутренне, и
1 Робинде АЛ. О личностной адаптации в профессиональной деятельности // Вестн. ЛГУ, 1986-№3.- С. 23.
2 Дмитриева М.А. Психологический анализ системы «Человек-професснональная среда» / Вест. ЛГУ,1990-№1.-
С. 35-42.