Ви є тут

Конституционный порядок в регионах федерации : Социологический анализ

Автор: 
Казанцев Виктор Германович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2004
Артикул:
274633
179 грн
Додати в кошик

Вміст

♦
2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение .................................................. 3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПОРЯДКА РЕГИОНОВ ФЕДЕРАЦИИ........................................ 23
1.1. Регион как нормативное пространство федеральной конституции.......................................... 23
1.2. Теоретические подходы к изучению проблемы конституционного порядка регионов 34
федерации....................................
1.3. Основание легитимности конституционного порядка регионов федерации................................... 50
Глава II. ТИПЫ ЛЕГИТИМНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО
ПОРЯДКА РЕГИОНОВ ФЕДЕРАЦИИ....................... 61
2.1. Типология конституционного порядка в регионах федерации............................................ 61
2.2. Нормативный конституционный порядок............. 70
2.3. Номинальный и символический конституционный порядок.............................................. 81
Глава III. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ • КОНСТИТУЦИОННОГО ПОРЯДКА В РЕГИОНАХ.... 92
3.1. Понятие федерального контроля конституционного порядка............................................. 92
3.2. Классификация стратегий федерального контроля ' конституционного порядка в регионах................. 108
3.3. Критерии эффективности стратегий федерального контроля конституционного порядка в регионах 123
Глава IV. ЗАРУБЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
КОНТРОЛЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПОРЯДКА...............
4.1. Система судебного контроля конституционного порядка в США.......................................
4.2. Опыт примиренческого контроля конституционного порядка в Швейцарии.................................
4.3. Принудительная система контроля конституционного порядка в Индии.....................................
Глава V. СПЕЦИФИКА ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПОРЯДКА В РЕГИОНАХ РОССИИ...................................................
5.1. Трансформация федерального контроля при переходе от советского конституционализма к конституционализму демократического типа............
5.2. Стратегия подавления политического экстремизма на Северном Кавказе..........................
5.3. Конституционный судебный контроль в регионах России..............................................
5.4. Примиренческий контроль аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе..............................................
Заключение...............................................
Список литературы........................................
Приложение...............................................
27
Понятием региона федерации в социологии и регионоведении принято обозначать территориальное социокультурное образование, находящиеся в двойной юрисдикции федеральной власти и субъектов федерации.11 Словосочетанием «территориальное социокультурное образование» подчеркивается естественный и искусственно созданный прошлым историческим развитием потенциал населения. Регионы различаются совокупностью природных, демографических, этнических, экономических, политических и культурных потенциалов развития. Поэтому содержание понятия региона нельзя отождествлять с географическим пространством или «территорией», располагающей определенными природно-ресурсными и экологическими атрибутами.
Социологический смысл термина «регион» значительно шире юридического термина «административно-территориальная (региональная) автономия», применяемого для обозначения единиц местной организации власти.12 Как отмечает А. Казаков, «в мировой политико-государственной практике исходят из того, что регион есть самодостаточное государственно-политическое образование в том смысле, что он обладает экономическим, финансовым, социальным потенциалом, достаточным для выполнения возложенных на него законом функций, обязательств перед населением».13 По его этой схеме административно-территориальное деление формируется на основе критериев «управляемости», подконтрольности центру». Справедливо, в данном случае, замечание
С.М. Шахрая, что следует различать понятия «регионализм» и «регионализация». По Шахраю, регионализм - это «форма социально-
11 Регион // Социология. Краткий словарь (под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина). М., 1988, с. 281; Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2000, с. 24-25; Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие. М., 2000, с. 3-5.
12 Адимнистративно-территориальная (региональная) автономия // Большой юридический словарь (под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских). М., 1997, с. 10.
13 Казаков А. Законодательное обеспечение региональной политики в Российской Федерации // Федерализм. 2003. № 1. С. 23.
28
культурной и политической самоидентификации территориальных сообществ, которая проявляет себя в идеях, настроениях, действиях, тактиках, направленных на сохранение самобытности региона или повышение его статуса в системе федеративного государства». В отличие от него «регионализация» трактуется как внутренне ничем не
обусловленный, навязанный извне процесс регионального «строительства», который осуществляется центральными органами власти Ф и управления.14
Итак, нахождение региона в федеральной и субфедеральной юрисдикции означает: 1) регион является частью пространственного потенциала федеративного государства; 2) в отношении региона
федеральные и субфедеральные органы власти обладают полномочиями регулятивного действия и использования его ресурсов в целях
регионального и федерального развития. Следовательно, регион является частью нормативного пространства федерации.
Сам термин «пространство» имеет общефилософское смысловое значение, выполняя конкретно-научные, оценочные и познавательные функции в различных областях знания, где исследуются такие явления как физическое пространство, географическое пространство, государственное пространство (государственная территория), правовое пространство и т.д. В юридической науке термин «правовое
• пространство» чаще всего используется при изучении действия
нормативных юридических актов во времени, пространстве и по кругу лиц.15 В последнее время однако, появились исследования, в которых делаются попытки выявить «закономерности его формирования и
14 См.: Шахрай С.М. Федерализм в России: Конституция и перспективы развития //
Конституционное правосудие в федерализме. Какое единство и разнообразие является желательным и возможным? Казань, 2002. С. 30.
15 Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. Т. 2. М., 1992. С. 238.