Ви є тут

Социальные проблемы образа жизни детей с ограниченными возможностями

Автор: 
Гизатуллина Гузель Газимовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
173
Артикул:
1000334886
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание:
Введение.....................................................3
Г лава 1 - Дети с ограниченными возможностями как объект социологического исследования.
1.1.“ Детство и дети-инвалиды как особая социальная группа 12
1.2. - Специфика субкультуры и образа жизни детей-инвалидов...38
1.3.- Особенности социального развития детей
с ограниченными возможностями................................49
Глава 2 - Социально-институциональные аспекты развития детей с ограниченными возможностями в современном Российском обществе.
2.1. - Динамика и социальные детерминанты детской инвалидности в современной России............................73
2.2. - Роль семьи в социализации ребенка с ограниченными возможностми.................................................94
2.3. - Школа-интернат как социальный институт
образования и воспитания детей-инвалидов....................108
Заключение........................
Список использованной литературы Приложение........................
149
168
3
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования. Одной из глобальных проблем современности, поиск решения которой ведется практически всеми цивилизованными нациями, является выживание человеческого общества. При этом речь идет не только о сохранении накопленных духовных и нравственных ценностей. На первое место выдвигается вопрос о сохранении человека как биологического вида. В стране ежегодно рождается около 60 тыс. детей с пороками развития и наследственными заболеваниями. Следовательно, общество уже сейчас должно всеми возможными способами помогать инвалидам - своим наиболее обделенным гражданам. Отношение общества к аномальным детям в значительной мере определяет уровень его цивилизованности. Эта деятельность должна вестись по двум направлениям.
1.Необходимо выявить и устранить причины, порождающие рост инвалидности в обществе.
2. Всеми способами содействовать реабилитации заболевших.
Особое внимание следует уделять ранней инвалидности, которая часто возникает в детстве, определяя социальное самоощущение человека на всю жизнь. Большинство из них нуждается в различных видах социальной помощи: общем и специальном, профессиональном обучении, протезировании, обеспечении специальным транспортом, специальных видах медицинской помощи и, наконец, в пенсионном обеспечении.
Забота об аномальных детях является гуманным и общественно необходимым актом государства, которая отвечает интересам как индивидуума, страдающего недугом, так и всего общества. Следовательно, назрела необходимость создания широкой реабилитационной программы, способной максимально помочь аномальным детям, их становлению как полноценных членов общества.
16
ство, которое исполнило бы погребальные обряды и продолжило бы совершать возлияния на могиле»/234.С.809/. В воинственном обществе, по словам Г.Спенсера, «идет чрезвычайное подчинение детей родителям, причем положение девочек бывает еще ниже положения мальчиков, но по мере того, как общественный тип становится все менее и менее воинственным, мы замечаем не только все большее и большее признание прав и притязаний детей, но еще и то, что признанные за мальчиками и девочками права стремятся все более и более сравняться между собой.»/Там же С 813/. Положение детей, как и положение женщин, возвышается пропорционально тому, как «принудительная кооперация», характеризующая воинственные деятельности, все более и более ограничивается в обществе «добровольной кооперацией», характеризующей промышленные деятельности.
Таким образом, по Спенсеру, положение детей в обществе и их права будут на столько хороши и удовлетворительны, на сколько общество в целом будет развито в производственной и социальных сферах, т.е. идти в направлении цивилизованного развития.
Достаточно интересны мысли о детстве, как о периоде жизни человека, немецкого философа А.Шопенгауэра. Детство А.Шопенгауэр называет одним из счастливых периодов человека, когда он является «существом познающим, нежели волящим»/264.С.403/. В детстве у человека закладываются основы, «существенные черты» мировоззрения. Основа всех показаний в детстве заключается в наглядном постижении мира, другими словами, представления ребенка формируются под влиянием непосредственного окружения,/Там же.С.403/ но впоследствии, по мере взросления, по мере накопления опыта, познания, мировоззрение приобретает целостный и законченный характер.
Таким образом, А.Шопенгауэр акцентирует внимание на непосредственном воздействии и роли ближнего окружения в формировании личности ребенка.
Период детства, как социальное и социологическое явление, привлек внимание и французского социолога Э.Дюркгейма. Он пишет, что детство это
17
период формирования социального существа и развития в ребенке тех качеств и свойств личности, которые необходимы обществу. Первоначально ребенок -это эгоистичное и несоциальное существо. Поэтому все моральное и нравственное воспитание должно сделать из ребенка существо, способное вести моральную и социальную жизнь/95.С.153/. Эти высказывания встречаются у Дюркгейма в работах «Воспитание и социология» и «Моральное воспитание».
Таким образом, по Э.Дюркгейму, предназначение детства - научиться социальной жизни.
В работах К.Маркса и Ф.Энгельса отмечается зависимость положения детей от социально-политического устройства общества. В основном это проявляется в подробном описании жестокого детского труда и тяжелых условий жизни. Тяжелый труд, низкая оплата и длинный рабочий день детей явились характерными чертами зарождения капиталистических отноше-НИЙ/273.Т.1.С.445; Т.2.С.313-420/. однако, вместе с этими пороками материалисты отмечают зарождение законодательной базы для защиты детства. В частности, говорится о принятии законов по регламентации и оплате детского труда/145/.
Таким образом, К.Маркс и Ф.Энгельс, придерживаясь материалистических позиций, показывают определяющую роль общественно-экономических отношений в детерминации положения и жизнедеятельности детей, их воспитания и образования.
Зависимость становления личности ребенка, его поведения от общественной жизни рассмотрел американский социолог Петирим Сорокин. Он указывал, что каждый ребенок с момента своего рождения оказывается в среде других людей, которые сознательно или бессознательно начинают формировать вновь появившегося человека по своему образу и подобию: «Каковы будут окружающие ребенка люди, таковым он становится и сам»/216.С.10/. Язык, религиозные убеждения, нравственные взгляды, мировоззрение, образ жизни, образование, привычки даже манера одеваться - все это является для ребенка производным от окружающих его общественных отношений, окружающих людей.