2
Содержание
Введение.................................................3
Глава 1. Теоретические основы исследования правовой социализации молодежи................................................11
§ 1. Современные теории социализации....................11
§ 2. Сущность и содержание правовой социализации молодежи..............................................................38
Глава 2. Состояние и проблемы правовой социализации студентов, получающих высшее юридическое образование.............64
§ 1. Институциональный аспект правовой социализации студентов юридических факультетов вузов..........................64
§ 2. Нормативная и реальная правовая социализация студентов — будущих юристов.............................................86
Заключение............................................114
Список использованной литературы
117
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Состояние крупнейшей социальной трансформации, которая в России уже заняла два десятилетия и, вероятно, завершится нескоро, порождает множество социальных проблем, охватывающих разные уровни общественной жизни. В динамичном и конфликтном процессе становления нового общественного строя меняются социальная структура и социальные институты, ранее установившиеся свойства ценностных ориентаций преломляются в новых ситуациях. В итоге все годы от периода «перестройки» до настоящего времени российское общество пребывает в состоянии аномии. Разрушение ценностно-нормативного пространства и построение новой системы ценностей и норм составляет фон для всех значимых социальных процессов. Реформируемое общество не выработало эталонов социализированной личности, не закрепило на уровне социальных практик действия по передаче новым поколениям устойчивых форм социального опыта. Во всяком случае, это относится к тем сторонам такого опыта, которые должны строиться на сочетании общепринятых норм этики и новых вызовов эпохи глобализации.
В этом контексте происходят динамичные изменения в социализации новых поколений. Затрагиваются социализационныс нормы, сформированные в предыдущие десятилетия под воздействием и контролем идейно-политической системы советского типа. Новые идейные конструкции не оформились в эффективные регуляторы общественных отношений, что сказывается как на процессе, так и на результатах социализации.
Со сменой концепции права и структуры правоохранительной деятельности возникает противоречие в обеспечении того и другого
12
щий мир и самого себя. Как отмечал К. Маркс, «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»2. Однако такое понимание формирования человека не тождественно его пассивному приспособлению к условиям жизнедеятельности, напротив, это активные действия, направленные на изменение этих условий, посредством которых происходят изменения в самом индивиде.
Признанной заслугой К. Маркса является преодоление метафизической противоположности объективной и субъективной сторон человеческой жизнедеятельности. Он обратил внимание на то, что человеческая деятельность не созерцательна, но предметна, представляет собой его практическую активность. Человек как субъект не сводим к субъекту сознания и воли, это прежде всего — активное начало в формировании и преобразовании его собственного реального бытия. Человек обогащает себя и формирует новые способности именно благодаря практическому освоению вещей «в себе» и вещей «для себя».
Марксовский идеал — свободное развитие человека, создание возможностей в обществе для целостного развития каждого индивида. Только через развитие каждой личности Маркс видит путь.к развитию всего общества в целом.
Говоря о социальной природе человека, Маркс не отвергал естественную, биологическую природу, которая включает генетические и естественные свойства личности.
Эмиль Дюркгейм, один из основателей социологии как науки, автор большого числа классических работ по социологии, пред-
2 Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 42. —С. 265.
13
лагаст иную концепцию социализации, которая отличается от позиции К. Маркса.
9
Дюркгейм в рассмотрении человека исходит из того, что природа человека двойственна. С одной стороны — здесь представлены качества биологического характера, полученные человеком от природы. С другой — социальные черты, которые человек приобретает в процессе своей жизнедеятельности в обществе. По мнению Дюркгейма, эти две стороны человеческого существа находятся в конфликте между собой, так как социальная сторона человека ограничивает проявление тех биологических черт, которые человек получил от рождения. Биологические качества человека не могут реализовать себя в полном объеме, что обуславливает никогда не прекращающееся внутреннее беспокойство, чувство напряженности и трероги, которое снимается только действием общества. Именно социальный контроль выступает той силой, которая может снять этот конфликт интересов. В противном случае, когда общество ослабляет* контролирующий механизм возникает ситуация аномии как безнормия, когда члены общества, зная о нормах, не выполняют их. Дюркгейм говорит о том, что доминантной задачей социализации является формирование у индивида приоритета коллективного над индивидуальным. Именно такого человека ученый признает со-циализированны м.
Дюркгейм подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и физическими идеалами, содержание которых зависиг от исторических традиций, особенностей развития общества.
В процессе социализации человек должен приобщиться к социальным нормам, которые Дюркгейм называет моралью. Такая мо-
- Київ+380960830922