СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Методологические проблемы социологического исследования
социальной мобильности молодежи
1.1. Тсоретико-мстодологическис предпосылки исследования социальной мобильности 13
1.2. Теоретические проблемы профессионального самоопределения современной молодежи в модернизирующемся социуме 32
Глава 2. Системный и структурный аспекты социальной мобильности выпускников вузов г. Ставрополя
2.1. Высшее образование как фактор социальной мобильности в современном российском обществе 53
2.2. Системно-структурная трансформация социальных условий адаптации и дезадаптации молодежи 87
2.3. Специфика ценностных ориентаций и профессиональных предпочтений современной молодежи (на примере г. Ставрополя) 107
Заключение 137
Библиографический список использованной литературы 143
Приложимте
Введение
Актуальность исследования. Проблема социальной мобильности выпускников вузов, се содержание, процесс и динамика остается неизменно актуальной. Она приобретает особую остроту в условиях модерннзационных и трансформационных процессов, происходящих в последнее десятилетие в российском обществе.
Процессы модернизации и трансформации российского общества также прямо и косвенно сказались на российской системе образования.
Г осударственно-политические и социально-экономические
преобразования в российском обществе оказали существенное влияние па образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Однако произошедший общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения в обществе. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускников общеобразовательной школы фундаментальными знаниями, важнейшими составляющими стандарта образования наступившего века. Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мерс решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни, что в итоге усиливает дезадаптацнонные процессы. В условиях экономического
3
бы предполагает неизменное состояние общества. Но общество динамично меняется, п поэтому социальные статусы различных поколении могут быть несопоставимы. Нужны такие критерии, которые позволяли бы учитывать изменение социальной структуры общества.
Американский социолог, занимавшийся вопросами социальной мобильности, Э. Гидденс под социальной мобильностью понимал «совокупность социальных перемещений людей, то есть изменение своего статуса»1. Другой американский социолог Р. Бендикс полагал, что «социальная мобильность необходима для обеспечения стабильности современного индустриального общества, поскольку открытый доступ к позициям элиты позволяет способным и честолюбивым покидать низшие социальные уровни»2. Б. Барбер в свою очередь полагал, что «социальная мобильность, направленная как вверх, так и в низ, имеет место тогда, когда мужчина - глава семьи (и своих ближайших родственников) занимает более высокое или низкое положение, чем его отец ...»3.
В настоящее время среди российских ученых важно отметить Л.Н. Лесохнну, которая под социальной мобильностью, с одной стороны, считает, что это «смена позиций, обусловленных внешними обстоятельствами» (отсутствие рабочих мест в регионе, низкий уровень заработной платы, бытовая неустроенность и т.д.), где социальная мобильность в этом случае продиктована необходимостью адаптации к реальным жизненным ситуациям. С другой стороны, социальная мобильность понимается как внутреннее самосовершенствование личности, основанное на стабильных ценностях и потребности в саморазвитии личности. Внутренняя потребность личности требует твердой познавательной основы: грамотности, образованности, профессиональной компетентности. Социальная мобильность личности - симптом се внутренней свободы и раскрепощенности. Образование
1 Гпденнс Э. Стратификация и классовая структура. // Социологические нсслеловаиия. - 1992. - Xi 11.
2 Бсндикс Р. Современное общество. // Американская социология. - М.. 1992. - С. 330-340.
i Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности. // Американская социология. - М., 1972. - С. 244 * 245.
является неотъемлемой предпосылкой социальной мобильности, а компетентность - частный случай образования1. Другой наш отечественный социолог А.И. Кравченко под социальной мобильностью понимает «совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статуса»2.
Логический анализ понятия социальной мобильности в традиционном отечественном и зарубежном значении обнаруживает две противоположности в его понимании:
- с одной стороны, это смена позиций, обусловленных внешними обстоятельствами (отсутствие рабочих мест в регионе, низкий уровень заработной платы, бытовая неустроенность и т.д.), и социальная мобильность в этом случае продиктована необходимостью адаптации к реальным жизненным ситуациям;
- с другой стороны, социальная мобильность понимается как внутреннее самосовершенствование личности, основанное на стабильных ценностях и потребности в саморазвитии личности. Внутренняя потребность личности требует твердой познавательной основы: грамотности, образованности, профессиональной компетентности.
Таким образом, в качестве основы рабочего определения социальной мобильности можно использовать понятие, предложенное П.А. Сорокиным. Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества.
Содержание термина социальная мобильность меняется в конкретные исторические периоды и в зависимости от социального взаимодействия социальных групп.
1 Лссохина Л.Н. К обществу образованных людей... / Теория и практика образования взрослых. - СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998. - С. 266.
2 Кравченко А.И. Основы социологии. - Екатсрснбург: Деловая книга; М.: Академический Проект, 2003. -432 с.
- Київ+380960830922