Ви є тут

Институциальные противоречия в системе защиты детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: 
Нелюбова Янина Камильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
305040
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................:.............................3
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В КОНТЕКСТЕ ПРИОРИТЕТОВ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ........................17
1.1.Теоретико-методологические подходы к исследованию
институциализации системы защиты детства..........................17
1.2.3ащита детей-сирот в условиях модернизации социальной сферы и образования региона...............................................55
ГЗ.Институциальныс изменения в комплексе международных норм защиты детей.............................................................77
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АГЕНТЫ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА: ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ....................................................97
2.1.Институциальные противоречия в ракурсе межведомственного взаимодействия....................................................97
2.2.Ресурсы преодоления рассогласованности в сфере интересов детей, оставшихся без попечения родителей •.............................125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................145
Литература......................................................150
Приложения......................................................168
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследовании
Благополучие и защищенность детей являются базовыми показателями социальной ориентированности государства, индикаторами позитивных изменений в социальной, семейной, демографической сферах. Социологический анализ защиты детства включает в себя несколько направлений: изучение общих вопросов соблюдения прав и интересов детей; исследование защищенности детства в контексте состояния института семьи; изучение положения социально-уязвимых детских групп - инвалидов, мигрантов, детей-сирот. Социологическая рефлексия позволяет увидеть, какие социальные проблемы детства определяются как приоритетные для государства, каким институтам делегирована ответственность за их решение.
Одним из обоснований исследовательского интереса к положению детей в современной России является интенсивное развитие и преобразование института защиты детства. Его становление началось в 90-е гг. XX в., когда распад Советского Союза и резкий переход к рыночной экономике спровоцировали резкое ухудшение материального положения семей, миграционные процессы, разрушение советской инфраструктуры социализации детей. На данном этапе система защиты детства в России рассматривается как формирующийся социальный институт, развитие которого отражает макроэкономические и социально-политические тенденции конца 90-х годов XX в. -первого десятилетия XXI в. и связанные с ними общественные потребности. Множественность институциальных трансформаций, в том числе инициированных вхождением России в международную систему защиты детства, и разновекторность мер социальной политики требуют дополнительной социологической рефлексии.
Функционирование института защцты детства может быть проанализировано с позиции соблюдения интересов различных детских групп, мы
частности, Семейным кодексом РФ. В отечественных исследованиях также отсутствуют единая формулировка понятия «защита детства» и согласие в определении ее составляющих. Относительно устойчивым может считаться подход, согласно которому защита интересов ребенка рассматривается через становление и функционирование системы социальной защиты детства как социального института (Е.М. Рыбинский, В.А. Варывдин, И.П. Клемантович, Т.Н. Поддубная). Под системой социальной защиты детства понимается интегрированная совокупность направлений и принципов, субъектов и объектов, форм и методов, а также соответствующая инфраструктура6, обеспечивающая реализацию прав детей. Система защиты детства включает в себя организационные, правовые, финансовые, медицинские, образовательные, социально-психологические составляющие, она является базисной частью многофункциональной системы социальной защиты населения.
Российская система защиты детства уходит историческими корнями в советские практики заботы о подрастающем поколении, благополучие которого рассматривалось как важнейший ресурс для строительства социалистического общества6. Институциализация обеих систем была связана с преодолением последствий социальных катаклизмов. Несмотря на разность исторического контекста, в постсоветские годы наблюдался массовый рост детской безнадзорности и беспризорности, сиротства, семейного неблагополучия, что связывается с разрушением советской инфраструктуры социализации несовершеннолетних и негативными последствиями социально-экономических трансформаций. Новые формы социальной защиты детства формируются в России с начала 90-х гг. XX в., концептуально сохраняя значительную роль государственного присутствия. В дальнейшем, как отмечает С.Е. Великанов,
5 Варывдин В.Л., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. М.: Педагогическое общество России, 2005. С.45.
0 Бендина О. «Чем ребят бранить и бить, лучше книжку им купить!»- дискурсы жестокого обращения с детьми в 1920-30-е годы (на материалах Саратовской 1-убсрнии) //Советская социальная политика 1920-х-1930-х годов: идеология и повседневность / Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. С.410.
18
социальная защита российского общества отражала «метания» политиков от социального государства к принципам субсидиарности7. Практика социальной защиты была непоследовательной, ее концепция неполной и противоречивой.
Целевой фуппой системы защиты детства в России являются все дети в возрасте до 18 лет, однако относительно гарантированная государственная поддержка декларируется для наиболее уязвимых групп - детей-инвалидов, детей, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Несмотря на продолжающуюся устойчивую тенденцию сокращения общей численности детскою населения, до 2005 г. наблюдался рост как общего числа детей, лишившихся родительского попечения, так и ежегодно выявляемой численности таких детей. Общее количество детей этой группы, зарегистрированных в начале 2009 г., превысило 680 тыс.9, а только за 2010 г. было выявлено и учтено 101 тыс. де-тсй-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей10. Федеральная система защиты детей-сирот включает в себя совокупность норм, гарантирующих соблюдение прав детей, оставшихся без попечения родителей, и специально организованные структуры11. Она является важнейшей составляющей системы защиты детства, так как именно .количественные показатели сиротства выступают определяющими индикаторами детского и семейного неблагополучия. Защита детей-сирот осуществляется теми же-агентами, регламентируется как общим законодательством, обеспечивающим права всех детей,
7 Великанои С.[£. Институциональное развитие системы социальной защиты и России- дисс. ... канд. социолог. наук. ІЖЬ: іицу/Луцлу иідде»саі.сопі/соіпепі/іпчііцікіонпЬіос-га7УІііе-5І$ц.чпу. Обращение к ресурсу 2.10.10.
* Федеральная целевая программа «Дсги России» на 2007*2010 м. ГІДЬ:
// Ьщу.Ууууууу.гц ги/2007/02/02/с1еїі-гоччіі-с1ок.1итІ. Обращение к ресурсу 09.11.09.
^Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2011 №11 (423) 1ЖЬ: lïttp://vvww.budgett■f.гu/PuЫications/Magazines/VeslnikSF/20l I/ Обращение к ресурсу 09 10.11.
|() Минзлравсоцразвнтия РФ подготовило доклад о положении детей за 2008-2009 годы (но отдельным позициям за 2010 г.). 1ЖЬ: http://wvvw.saklm.gov.ru/node/36188 Обращение к ресурсу 10.10.11.
11 Радина Н.К. Комплексная экспертиза нормативных документов по защите прав детей без попечения родителей // Журнал исследований социальной политики. 2004. Том 2. № 2. С.251.
19