Ви є тут

Конфликтогенность взаимодействия поколений в условиях социальной транзиции российского общества : Микросоциологический анализ

Автор: 
НорАревян Оксана Аведиковна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273978
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ..........................................3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОГЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОКОЛЕНИЙ
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПОНЯТИЯ «ПОКОЛЕНИЕ» В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ.......................................15
1.2 КРИТЕРИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОКОЛЕНИЙ...................32
1.3 КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОКОЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНЗИТИВНОСТИ............54
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОКОЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНЗИЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1 ФАКТОРЫ КОНФЛИКТОГЕННОСТИ МЕЖПОКОЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ...........78
2.2 ВЛИЯНИЕ МЕЖПОКОЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.....................................105
2.3 СТРАТЕГИЯ МЕЖПОКОЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ............................131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................154
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ...............................159
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования. Исследование проблемы межпоколенного взаимодействия весьма актуально, так как генерационная структура нашего общества устроена таким образом, что мы находимся, и всегда будем находиться в тесном контакте с представителями различных поколений. В кругу семьи, на работе, в общественном транспорте, стоя в очереди и так далее, мы постоянно вступаем во взаимодействия с другими людьми, носящие разнообразный характер.
Проблема межпоколенных взаимодействий вечная, существующая со времен возникновения человеческого общества. Эта тема всегда была «обоюдоострой» для каждой из взаимодействующих сторон. Сменялись поколения, дети становились отцами, а обсуждение этой проблемы не только не смолкало, но и разгоралось с новой силой.
Межпоколенные взаимодействия являются одним из существенных факторов развития и функционирования общества. Особенно усилилась роль межпоколенных взаимодействий в условиях системного кризиса, в связи с изменением демографической ситуации в России и с изменением иерархии ценностей молодого поколения.
Современная Россия находится в состоянии формирования новой социальной системы. Социальные нормы современного российского общества на текущий период не представляют собой естественной адаптационной нормы развития для подрастающего поколения ввиду кризиса таких сфер жизнеобеспечения как образование, здравоохранение, средства связи, вследствие множественных длительных и кровопролитных межэтнических конфликтов, падения ценностных ориентаций, роста различных форм общественных девиаций.
В последнее время наблюдается рост преступности среди подростков. Дети и подростки в силу своей неопытности, незрелости,
15
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБОВ МЕЖПОКОЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПОНЯТИЯ «ПОКОЛЕНИЕ» В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ
Понятие «поколение» очень важно для социального познания, в частности для болсс углубленного изучения структуры общества, динамики социальных изменений. Методы поколенного анализа широко применяются в общественных науках, истории, психологии, при изучении возрастной стратификации общества, межпоколенной трансмиссии культуры, молодежных движений, изменений в социальной структуре жизненного пути и др. Однако развитие исследований в данной области тормозится междисциплинарной разрозненностью (разобщенностью) и отсутствием единого понятийного аппарата.
Древнейшее значение, подсказываемое самой этимологией слова (generation - порождение, зачатие), это - биолого-генетическое: поколение -звено или ступень в цепи происхождения от общего предка, а межпоколенные отношения суть отношения между родителями и детьми, предками и потомками. Такое понимание присуще антропологам, этнографам и юристам (например, при решении вопросов, связанных с наследственным правом).
Одна из первых социологических работ, в которой специально рассматривается данное понятие, стала книга И.С. Кона «Социология личности». В ней говорится о множественности понятия «поколение», указывается, что поколение и возрастная группа - далеко не одно и то же. Отмечаются следующие четыре значения самого понятия: 1) современники, люди, родившиеся приблизительно в одно и то же время (поколение отцов, дедов и т. д.); 2) ступень в происхождении от общего предка: например, внук отдален от деда на два поколения; 3) отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей; 4) употребление понятия в символическом смысле, где
16
подчеркивается не столько хронологическая общность современников, сколько общность их жизненного опыта, их переживаний1.
Наиболее существенное в подходе И.С. Кона с социологической точки зрения является то, что раскрывается свое понимание поколения, И. С. Кон отметил и следующий момент, говоря о четвертом значении: «Эта символическая общность не имеет четких хронологических границ. Чем значительнее историческое событие, тем длиннее его историческое воздействие, тем шире хронологические рамки его влияния»2. В качестве одного из примеров И.С. Кон приводит Великую Октябрьскую социалистическую революцию, где к поколению Великого Октября относит тех, кому было от 17 до 25, 45 и 10 лет на момент ее совершения. Такой подход вполне справедливо подчеркивает воздействие важнейших исторических событий, тем не менее, несколько «принижает» значение демографо-хронологических факторов.
Затем важным этапом в изучении интересующей нас темы стала коллективная монография «Преемственность поколений как социологическая проблема». Ее авторы с разных сторон подошли к рассмотрению проблемы, внесли свой вклад и в разработку понятийного аппарата. Так, А.И. Афанасьева обратила особое внимание на выявление признаков понятия поколения. Это - возрастная дифференциация и особый характер социальной деятельности (возраст, по ее мнению, является одним из главных факторов, своеобразной, объективной мерой естественного разделения людей на поколения). В социологическом понимании поколение охватывает несколько возрастных групп, границы поколений подвижны, зависят от исторических, социально-экономических, «демографических», региональных факторов; частота смены, возрастные интервалы, время жизни поколений различны; поколения не только следуют друг за другом, но и живут и действуют вместе. Кроме указанных возрастных признаков, очень существенными, по ее
1 Кон И. С. Социология личности. М., 1967. С. 109.
2 Указ. соч. С. 110.