Ви є тут

Ценностно-адаптационное поведение студенческой молодежи и особенности его формирования в современной России

Автор: 
Ходаревская Юлия Алекснадровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
155
Артикул:
192423
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СТРУКТУРА РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И АДАПТАЦИОННОЕ
ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПРЕДМЕТ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1. Студенческая молодежь как инновационный резерв общества
1.2. Ценностные ориентации современной студенческой молодежи: определение, анализ, классификация
1.3. Адаптационное поведение: понятие, сущность, особенности
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОАДАПТАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1. Основные факторы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях современного общества
2.2. Особенности формирования адаптационного поведения студенческой молодежи в условиях социокультурных изменений российского общества
2.3. Проблемы формирования ценностно-адаптационного поведения студенческой молодежи (на примере иркутских вузов)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложения
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследовании обусловлена сложной социальной ситуацией, сложившейся в российском государстве и характеризующейся демократическими процессами, развитием рыночных отношений, многопартийностью в обществе, низким уровнем финансирования сферы образования, науки, культуры, напряженностью в межнациональных отношениях и т.д., которые влияют на формирование не только ценностных отношений молодежи, но и на ее адаптационное поведение. Проблема формирования ценностных ориентаций и адаптационного поведения молодежи в той или иной степени актуальна для любого современного общества. Это связано с тем, что без прочной опоры на социальные и групповые ценности, существующие в коллективных представлениях людей, молодежи трудно выстроить линию своего поведения, определить цели, рассчитанные на ближайшую и отдаленные перспективы, выбрать адекватные действия в направлении этих целей. В этом смысле студенческая молодежь и в большей степени вузовская, как потенциально интеллектуальная, политически и социально-экономически грамотная, являющаяся будущей культурной элитой общества во многом определяет будущее своего народа, страны, государства.
Проблемами молодежи и, в частности, студенческой, отечественные и зарубежные ученые занимаются довольно продолжительное время. Однако разработанные на предыдущих этапах научного поиска теоретические положения относятся, прежде всего, к поиску места и роли студенчества в социальной структуре, процессу социализации и формирования личности, образу жизни, профессиональной ориентации, проблеме трудоустройства, социально-психологическим особенностям. Вместе с тем, сущностные характеристики процесса формирования адаптационного поведения студенческой молодежи и роли ценностных ориентаций в нем, на сегодня являются наименее исследованными. Также среди недостаточно разработанных вопросов выделяются: изучение социальных и информационных потребностей и интересов
14
фикации ценностных ориентаций студентов, а также проанализировать адаптационное поведение изучаемой социальной группы общества.
Студенческая молодежь как социальная группа общества появилась впервые в средние века. В процессе развития общества социальный статус студенчества претерпевал изменения. Если в Средневековье студенчество носило сезонно-миграционный характер [77, с.19; 88, с. 12], в Новое время студенчество стало заметной социальной силой со своей выработанной устойчивой системой идеалов и ценностей [91, с.56], то специфику современной студенческой молодежи как группы, обладающей определенной целостностью и самостоятельностью по отношению к другим группам общества, составляют следующие черты: общий вид деятельности (учебно-научная); сосредоточение, как правило, в городских центрах; размещение значительной части в общежитиях, т.е. единство быта; повседневное общение в студенческих группах; относительная возрастная однородность; единство деятельности - овладение избранной специальностью» [69, с. 126]. Студенчество - это самостоятельная специфическая группа, которая характеризуется особыми условиями труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций [113, с.22], а также является крупной социальной группой среди других социальных групп по возрастным границам и социально-психологическим особенностям, специфике социального статуса, ролевых функций и социокультурного поведения [115, С.8].
В истории социологической науки выделяют три этапа становления студенческой молодежи. Так, первый этап (1960 - 1970) характеризуется «постоянным совершенствованием разновидностей применяемых количественных методов, апробацией всевозможных их комбинаций, повышенным вниманием к обоснованности реализуемых выборных процедур, сочетанием их в целях повышения надежности выводов, освоением все новых математических методов анализа в целях повышения уровня интерпретации социальной информации» [92, с. 187-188].
15
На втором этапе по мере освоения достижений лучших современных западных социологов, таких как Р.Мсртон, П.Бурдье, Р.Будон, П.Сорокин, Т.Парсонс, социология студенчества прилагает их методологический и терминологический аппарат к проблеме анализа студенчества. С помощью структурно-функционального анализа Т.Парсонса, социологических концепций «габитуса» (структурной функции) и «поля» Пьера Бурдье, его понятия «символического капитала», концептуального единства «социальной группы» и «культурной идентичности», дающего в итоге понятия «социокультурной общности» и др., социологии студенчества удалось преодолеть период долгой теоретической стагнации в понимании такого феномена, как студенчество, выражающегося в описании его как «переходной, маргинальной, гомогенной группы». Отныне студенчество понималось как гетерогенная социокультурная общность, функцией которой является воспроизводство символического капитала общества и его авангарда в виде интеллигенции, интеллектуальности страны.
Современный этап социологии студенчества проходит под знаком «интенсивного освоения качественных методов исследования, которые задают совершенно иные параметры выборочных процедур, механизмы выдвижения гипотез, обобщения и анализа собранных данных» [92, с. 187-188].
Студенческая прослойка молодежного слоя общества в качестве объекта исследования является, пожалуй, самой неоднородной и неоднозначной системной единицей как по своей структуре, так и по своей функции.
Определенное значение имеют возрастная характеристика студенческой молодежи и ее социальный статус. Границы молодежного возраста подвижны и зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые