Ви є тут

Основные тенденции и особенности процессов трансформации региональных СМИ в контексте социального реформирования российского общества : По материалам социологических исследований в Красноярском крае на рубеже XX - XXI веков

Автор: 
Григоренко Наталья Игнатьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273656
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Основное содержание работы
Введение........................................................3-12
Глава 1. Теоретике-методологические и методические основы анализа процессов развития и трансформации СМИ в современном мире
1.1. Особенности теоретико-методологического анализа СМИ в контексте развития социума .........................................13-33
1.2. СМИ как социальный институт..............................33-51
1.3. Методические аспекты социологического исследования региональных СМИ.......................................................51-69
Глава 2. Тенденции и особенности трансформации региональных СМИ, в контексте социального реформирования российского общества в 90-е годы XX века
2.1. Анализ общих тенденций процессов трансформации российских
региональных СМИ исследуемого периода.........................70-91
2.2. Особенности развития системы СМИ в контексте общественно -политических процессов в регионе (на материалах Красноярского края)........................................................91-136
2.3. Пути оптимизации взаимодействия СМИ с иными социальными институтами...................................................136-158
Заключение..................................................159-162
Библиографический список ...................................163-179
Приложения
180
3
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования. Последние полтора десятилетия, прошедшие с начала перестройки, связаны с качественным изменением информационного пространства России. В контексте многообразных и разноплановых социально-политических трансформаций особую роль играет система существующих в государстве средств массовой информации населения (СМИ).
На современном этапе системы СМИ во всем мире последовательно эволюционируют, превращаясь из нейтрального по своей изначальной функции распространителя информации в мощнейшее средство воздействия на массовое сознание, орудие идеологического влияния, инструмент для манипуляции чувствами, эмоциями, настроениями. Этот фактор в немалой степени определяет особенности существования современного общества и влияет на его дальнейшее развитие.
При переходе к модели демократического общества функции СМИ качественно меняются. Возникает идеал «свободной демократической прессы», которая при отсутствии государственной цензуры, единого собственника на всех информационных каналах, частичной самоокупаемости и допустимости плюрализма во мнениях и оценках определяется как своеобразная «школа и гарант демократии», «система четвертой власти», призванная не допустить возникновения диктатуры, тоталитаризма и попрания гражданских прав и свобод человека.
В нашей стране переход от системы монопольного контроля государства над СМИ произошел в крайне сжатые сроки и породил множество актуальных проблем, среди которых можно выделить следующие:
- на сегодняшний день СМИ становятся инструментом, способным воздействовать на самые разнообразные стороны общественной жизни: экономику, политику, культуру, образование и др. Из второ-
канского исследователя С. Янсона1, определение информационной политики масс-медийных корпораций порождают своеобразную «рыночную цензуру», одну из разновидностей самоцензуры информационного издания. В погоне за прибылями и влиянием на информационные каналы частных СМИ не может прорваться никакая информация, не прошедшая жесткую фильтрацию руководства компании. Таким образом, негосударственные СМИ, возникавшие и выступавшие на первом этапе своего существования в качестве свободной прессы, общественной трибуны, оппозиции тоталитаризму абсолютистских деспотий, со временем сами начали превращаться в жестко структурированные информационные фильтры.
Общемировым центростремительным процессам унификации и глобализации, связанным в значительной степени с появлением медиа-гигантов и Интернета, противостоят диалектически связанные с ними тенденции к децентрализации и регионализации СМИ.
Проблемы методики социологического исследования региональных СМИ, их специфики, удельного веса в контексте общегосударственных СМИ, влияния на потребительскую аудиторию разрабатываются в трудах как зарубежных, так и отечественных исследователей.
Анализу центростремительных процессов в распространении локальных (региональных) СМИ в системе общегосударственного информирования, динамике децентрализации СМИ в европейских государствах на современном этапе посвящены работы ряда зарубежных социологов.
Как позитивный, данный процесс был охарактеризован в исследовании С. Вайля2: «Децентрализация средств массовой информа-
1 Jansen S. Censorship: The Knot that Binds Power and Knowledge. N.Y. Oxford, 1988.
: Weil S. The Needs for Roots. Prelude to a Deklaration of Duties Towards Mankind. L., 1952.
22
ции помогает осознать опасность «утери корней», почувствовать потребность многих граждан обрести эти корни в гражданском обществе с помощью различных объединений, которые дают возможность сохранить память о прошлом, стабильность в настоящем и надежды на будущее».
Исследования данной проблемы Дж. Кином привели его к выводу о том, что: «Рассредоточенная сеть коммуникаций может легче проникать в поры гражданского общества и создавать посреднические сети между различными группами граждан».
В этой связи для нас особо важными являются вопросы, связанные с изучением хода указанных процессов в рассматриваемой сфере в современной России, в стране, которая на протяжении последних полутора десятилетий в кратчайшие сроки была вынуждена преодолеть революционные, качественные, глубинные изменения всех сфер общественной жизни, в том числе в системе существования и функционирования средств массовой информации. Эти процессы сегодня находятся в состоянии повышенной мобильности, требуют своего исследования, всестороннего анализа и осмысления, так как этот вопрос в данном случае имеет не только общетеоретический характер.
Наблюдаемый в 90-е годы в России «парад суверенитетов» субъектов Федерации нашел свое конкретное воплощение и в оформлении региональных особенностей СМИ. Социологическому исследованию данного вопроса посвящены работы Е. Вартановой, Я. Засурского, И. Дзялошинского, Н. Зоркой1, Д. Деггяренко, М. Болтуненко2.
1 Зоркая Н. Информационные предпочтения жителей России,'/Мониторинг общественного мнения. 2000. № 4 (48).
2 Дегтярснко Д.. Болтуненко М. Общественно - политические СМИ в России: объединения и размежевания,1'/ СМИ и политика в России.М.: Socio-Logos, 2000. С.27.