ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения профессионального самоопределения молодежи в современном российском обществе..........18
1.1 Молодежь как особая социальная группа: ее роль в воспроизводстве и обновлении социальной структуры общества............................18
1.2 Выбор и освоение профессии как способ интеграции молодежи в социальную структуру общества.......................................40
1.3 Риск как специфическая характеристика и условие профессионального
самоопределения молодежи в трансформирующемся обществе..............62
Глава 2. Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс: социологический анализ структурных и личностных факторов (на примере Мурманской области).................................................85
2.1 Современные тенденции и противоречия рынка труда и системы образования: общий и региональный аспекты...........................85
2.2 Профессиональные и образовательные ориентации выпускников школ г. Мурманска: общие тенденции......................................111
2.3 Ценностно-мотивационная структура профессионального самоопределения выпускников школ г. Мурманска: возможные
типологии..........................................................135
Заключение.........................................................161
Список литературы..................................................169
Приложение 1. Программа конкретного социологического исследования «Стратегии профессионального самоопределения выпускников школ
г. Мурманска»......................................................187
Приложение 2. Инструментарий к социологическому исследованию «Стратегии профессионального самоопределения выпускников школ
г. Мурманска»......................................................195
Приложение 3. Результаты обработки и анализа данных................205
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования
Более двух десятилетий российское общество переживает достаточно сложный и затянувшийся период трансформации базовых социальных структур и институтов, ценностно-нормативной системы и культурных матриц. Специфический российский кризис, обусловленный переходом к постсоветскому, рыночному типу социального порядка, наслаивается на так называемый «глобальный» кризис, связанный со становлением постиндустриального, информационного общества. Радикальные изменения затронули основы жизнедеятельности практически всех социальных групп и слоев, в том числе молодежи.
Этим обусловлено повышенное внимание к проблемам становления и развития молодого поколения со стороны различных наук, и особенно социологии. Будучи специфической социальной группой, молодежь выполняет особую функцию, связанную с воспроизводством и обновлением социальной структуры общества. Данная функция реализуется в ходе социализации, одним из адекватных инструментов которой является процесс профессионального самоопределения.
При этом в условиях социокультурной трансформации - качественно-количественных изменений социальной системы - этот процесс осложнен отсутствием четких ориентиров, гарантирующих молодому человеку определенное будущее. Становление нового типа трудовых отношений, характерных для рыночной экономики, незавершенность многих образовательных реформ, разрыв институциональных связей между рынком труда и системой профессиональной подготовки кадров обуславливают проблематику профессионального самоопределения современной российской молодежи.
Будучи способом интеграции в социальную структуру общества, профессиональное самоопределение молодежи сопряжено с множеством
20
отражающих ее сущностные характеристики. Остановимся на двух основных дефинициях. В первом, более широком смысле, под молодежью понимается «обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности»1. Это абстрактная дефиниция, которая вполне может быть применима и к группе взрослых, и к группе пожилых людей. Во втором, более узком -собственно социологическом смысле - молодежью называют «социальнодемографическую группу, выделяемую на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей»2. Социологический смысл второго определения состоит в том, что здесь подчеркивается своеобразие молодежи как социальной группы, имеющей особый статус в обществе. Целесообразность использования двух дефиниций продиктована необходимостью более корректного представления специфики данной социальной группы при проведении любых теоретических и эмпирических социологических исследований.
Строго научное понимание сущности молодежи не должно ограничиваться выделением ее в особую социальную группу, оно обязано учитывать внутреннюю неоднородность и мозаичность структуры этого сложного образования. На сегодняшний день многие социологи соглашаются с утверждением Л.Н. Когана (среди них Г.А. Чередниченко, Г.М. Мкртчян, Л.А. Беляева, Л.Ф. Шаламова, АЛО. Ховрин, Е.А. Самсонова, ЕЛО. Ефимова, В.И. Филоненко и др3.) о том, что «дифференцирующие факторы среди
1 Социология молодежи : энцикл. слов. / отв.ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чулров. - М.: Academia. 2008. - С.267 : Там же. С.267
’ Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). - СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. - 504 с.; Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // Соииол. исслед. - 2005. - №2. - С. 104-113; Беляева Л.А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России // Социол. исслед. - 2004. - №10. - С.31 -42; Шаламова Л.Ф.. Ховрин А.Ю. Студенческая молодежь и государственная молодежная политика. С.112-129; Самсонова Е.А., Ефимова ЕЛО. Молодежь Гулы: ценностные ориентации и реалии повседневной жизни // Социол. исслед. - 2007. - №11. - С. 110-116; Филоненко В.И. Современное студенчество: парадоксы и проблемы социализации. - Р.-и/Д.: Изд-во РГПУ, 2006. - 200с. и др.
21
молодежи проявляются более весомо и зримо, чем интегрирующие»1. Плюрализация ценностных ориентаций и мировоззренческих установок молодежи, форм и стилей жизни порой не позволяет отследить и как-то вычленить нечто устойчивое, повторяющееся, характерологическое для всех. Но, несмотря на сложность выделения типического, необходимо дифференцировать молодых людей по социально-экономическому, политическому, культурно-символическому и другим критериям. То есть представлять их в качестве совокупности разнородных групп, что хорошо показано в первой дефиниции. На наш взгляд, акцент на внутренней дифференциации молодежи важен для понимания разнообразия траекторий самоопределения молодежи в различных сферах жизнедеятельности общества (экономической, политической, культурной других).
Таким образом, можно заключить о неоднозначности определения сущности молодежи как социально-демографической группы в социологическом тезаурусе. Возраст как первоначальный конституирующий признак теряет свое значение, уступая место другим критериям, релевантным социологической перспективе исследования.
Рассмотрим основные подходы к определению понятия «молодежь», которые предлагаются в специализированном энциклопедическом издании по социологии молодежи2. В.И. Чупров, один из разработчиков данного издания, выделяет шесть социологических дефиниций молодежи как особой социально-демографической группы. В каждом определении содержится специфическое видение групповой сущности данного феномена, то есть того, что делает молодежь именно группой, отличной от других субъектов социальной жизни. При этом нужно учитывать, что данная классификация не является единственно возможной (например, вариант классификации
1 Коган Л.Н. Молодежь - будущее России // Тезисы докладов X Уральских социологических чтений: в 2 ч. -Екатеринбург, 1996. - 4.1. - С.5
1 Социология молодежи: энцикл. слов. С 269-272
- Київ+380960830922