Ви є тут

Административные институты управления в регулировании социальных процессов : На материалах Кабардино-Балкарской Республики

Автор: 
Оразаева Фатима Сафудиновна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274722
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Административные институты управления: процессный подход §1. Административные институты регионального управления в контексте социальных изменений §2. Возможности и ограничения процессного подхода в административном управлении
ГЛАВА 2. Формирующие социальные процессы как объект регионального административного регулирования §1. Социокультурные процессы как доминантный компонент управления и регионального развития §2. Взаимосодействие административных институтов управления как формирующий процесс §3. Формирующее воздействие региональных традиций
и обычаев на административные институты управления
ГЛАВА 3. Особенности административного регулирования «размывающих» социальных процессов §1. Управленческие проблемы неконструктивной социальной дезорганизации в регионе §2. Поддержка диссипативных процессов как источник стабильной социальной организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3
15
15
57
75
75
89
110
126
127
150
160
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
164
Актуальность темы исследования. Социологами зафиксирован социальный парадокс: люди не очень доверяют институтам власти и управления, в том числе региональным, и, одновременно, они не могут без них обойтись, сохраняют надежду на изменение управленческой ситуации к лучшему. Такие установки, ожидания рождают новые реальные социальные процессы в деятельности администраций как институтов управления и процессы социальной самоорганизации самих граждан, их ассоциаций, движений.
Предыдущие попытки реформирования государственного управления потерпели неудачу по причине игнорирования важности структурных и функциональных аспектов, отсутствия комплексного подхода к реформированию административных структур, что стало причиной административных изменений «новой волны», осуществляемых Президентом РФ и Правительством Российской Федерации.
Региональный аспект проблемы делает более отчетливым и адекватным понимание сути происходящих перемен и отношения к ним населения. Особенности социально-экономической, социально-политической, духовной ситуации на Северном Кавказе накладывают свой отпечаток на процессы взаимоотношения институтов административного управления и граждан. Обращение автора именно к Северному Кавказу обусловлено еще и тем концептуальным управленческим тупиком, в котором оказался этот регион, необходимостью поиска новых путей и форм стабильного развития. Разработка национальной политики, отражающей реалии, происходящие на Северном Кавказе, определение специфической роли и места этнического и религиозного факторов в социокультурном пространстве, вариантов демократического развития России требуют объединения интеллектуальных сил региона, федерального центра в теоретическом
16
действий для сохранения социального порядка и т.д.); 4) границы
(критерии включения, принципы рекрутирования, условия принятия индивидов в группу или контроля включения в организацию и т.д.); 5) подсистемы (число и разнообразие специализированных областей, секций, подразделений и т.д.); 6) окружение (естественные условия, соседство других обществ, геополитическое положение).
Необходимо отметить, что теория социальных изменений -социологическая теория, берущая начало от О.Конта, Г.Спенсера,
Э.Дюркгейма, центральная идея которой - идея эволюции, закономерности изменений как на макросоциальном уровне (социум, общество), так и на уровне организации, отдельной социальной общности, рассматривающая социальные изменения как результат совокупности индивидуальных действий.
Типы теории социальных изменений, по Р.Будону: 1) стремящиеся выявить и доказать существование более или менее значимых и необратимых тенденций (трендов), этапов, стадий; 2) которые обозначают, формулируют причинно-следственные законы (закономерности), то есть утверждения типа «если А, то В» или «если А, то (скорее всего) В»; 3) затрагивающие вопрос о содержании происходящих изменений, и исследующих их форму (к примеру, схема научного развития по Т.Куну: нормальная наука - революция -нормальная наука); 4) в которых рассматриваются причины или факторы социального изменения1.
Итак, социальные процессы с необходимостью являются «сериями изменений» (Я.Щепаньский).
Продолжая наш социологический экскурс, обозначим главные процессы структурного изменения, которые, как полагает Т.Парсонс, взаимодействуя друг с другом, составляют «прогрессивную» эволюцию к
1 См: Будон Р. Место беспорядка. М. 1998. С. 14-17,23-24.
17
более высоким системным уровням: дифференциация (деление структуры в социальной системе на две или более структуры, различающиеся по своим характеристикам и функциональной значимости для системы), повышение адаптивной способности (процесс, в результате которого социальные структуры обретают больший выбор ресурсов, высвобождаясь в своем функционировании от некоторых ограничений, присущих их предшественникам), включение новых структур и механизмов в нормативные рамки социентального сообщества, генерализация ценностей (когда переплетение социально -структурированных ситуаций становится более сложным, то для обеспечения социальной стабильности нужно, чтобы ценности получали обобщенное выражение).
Анализ, проведенный Всемирным банком, ОЭСР, а также ежегодные оценки административного потенциала, проведенные Европейской Комиссией, отмечают общие проблемы деятельности органов государственного управления (государственной администрации) а посткоммунистических странах: общее отсутствие концепции роли государства в экономических и социальных преобразованиях; сохранение многих «остаточных» элементов, даже если их функции были переданы другим органам административной системы; недостаток прозрачности и последовательности в деятельности административных систем; доминанта «вертикализма» в сочетании с неразвитостью политической и административной координацией; дублирование одних функций при полном отсутствии других; недостаточное внимание к стратегическому мышлению1. К этой оценке мы вернемся позже.
Регионализм, возникший во второй половине XIX века в Европе как движение, противостоящее унификации общественной жизни, стал
1 См.: Перестройка государственных структур: методы и подходы. Посткоммунистические страны в переходный период. Программа развития ООН. Братислава, 2002. С.5.