Ви є тут

Социальные проблемы воспроизводства кадров с высшим образованием в условиях рынка труда : На материалах Западной Сибири

Автор: 
Колесников Владимир Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
274335
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
и
Оглавление
Введение ...................................................3
Глава 1. Социально-философские и методологические проблемы воспроизводства кадров в высших учебных заведениях .............. 18
1.1.Роль современного высшего образования в воспроизводстве
рабочей силы .................................................... 18
1.2. Методологические и методические вопросы изучения рынка
труда специалистов ............................................ 38
1.3. Социальные последствия коммерциализации высшего образования...55
Глава 2. Социологические аспекты подготовки и трудоустройства специалистов в условиях российского рынка труда ...........81
2.1. Необходимость социологического подхода в исследованиях проблем подготовки кадров в высшей школе ............................. 81
2.2. Основные направления совершенствования взаимоотношений между ву-*4- зом и потребителем ............................................... 99
2.3. Маркетинговые исследования как инструмент согласования спроса и предложений на рынке труда выпускников вузов ................... 115
Заключение 136
Библиографический список 142
Приложение 150
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка специалистов с высшим образованием является неотъемлемым элементом хозяйственного, социального и культурного механизма общества, важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы, научно-технического и социального прогресса. Масштабы и, самое главное, качество функционирования высшей школы существенно влияют на темпы экономического развития, социально-профессиональную структуру, и межотраслевые пропорции, на интеллектуальный потенциал нации, во многом предопределяя будущее страны. Если в советское время основные параметры системы подготовки кадров, распределения и трудоустройства молодых специалистов определялись государственными планами, то в современных российских условиях они оказываются в большой зависимости от состояния рынка труда, подверженного трудно прогнозируемым колебаниям спроса и предложения.
Оптимальные масштабы и структура подготовки специалистов с высшим образованием определяются состоянием национальной экономики и культуры. Авторитетные эксперты, в том числе ученые Сибирских отделений РАН и РАМН, оценивают сложившуюся в стране ситуацию как социально-экономическую и демографическую катастрофу. Материальнопроизводственная база, не получая минимально необходимых капиталовложений, неуклонно деградирует, и Россия все более превращается в колониально-сырьевую периферию ядра капиталистической миросистемы [11;9;18,с32;47]. Вместе с тем, ученые доказывают, что возможности преодоления экстремальной ситуации и выхода страны на путь устойчивого развития еще не утрачены. Они предлагают также соответствующие практические программы, в осуществлении которых решающая роль отводится отечественной науке и системе образования [45; 10;81 ;87;72].
Эффективность науки, образования решающим образом определяется качеством, масштабами и структурой подготовки кадров в высшей школе, а
являть противоречия и новые возможности повышения эффективности подготовки кадров в высшей школе в условиях рынка труда и образовательных услуг.
Основные направления совершенствования механизма согласования подготовки кадров в вузах с потребителями их продукции предполагают необходимость преодоления противоречий между предложением и спросом на рынке труда, а также между подготовкой кадров для производственной и непроизводственной сфер. В практическом решении этой задачи большие возможности открывает регулирование стихийного ныне рынка студенческой рабочей силы (около 1,5 млн. чел.), связанное с обеспечением студентов работой, соответствующей их вузовской специализации, в том числе по системе непрерывной производственной практики. Организацию этого дела целесообразно возложить на уже имеющиеся в вузах структуры (соответственно укрепив их), которые занимаются трудоустройством выпускников.
В обеспечении соответствия между предложением и спросом специалистов на рынке труда важным инструментом могут быть маркетинговые исследования, организуемые вузами. При этом, следует ориентироваться не на традиционный маркетинг, а на его более высокую форму - маркетинг отношений, что позволит установить социальное партнерство между вузом и потребителями его продукции.
Теоретическая значимость исследования
Состоит, во-первых, в разработке новых подходов к формированию концепции воспроизводства кадров специалистов с высшим образованием в единстве с альтернативными перспективами научно-технического и социально-экономического развития страны (на примере регионов Западной Сибири). Во-вторых, в методологической разработке понятийного аппарата, необходимого для изучения проблем образования в целом, а также проблем воспроизводства кадров специалистов в специфических условиях рынка труда и образовательных услуг, сложившихся в современной Западной Сибири. В-третьих,
в социологическом анализе противоречий коммерциализации системы высшего образования и путей их преодоления в условиях развития рынка труда.
Теоретические выводы и методические разработки могут быть использованы:
- в сфере научных исследований проблем совершенствования высшего образования;
- в сфере высшего образования при планировании масштабов и структуры, и форм подготовки кадров, для корректировки содержания учебных программ;
- в сфере занятости для определения перспектив подготовки, переподготовки и трудоустройства молодых специалистов с высшим образованием;
- в сфере производства для планирования приема на работу студентов, молодых специалистов и последующей их адаптации на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Практическая значимость результатов исследования
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в управлении трудовыми ресурсами Западной Сибири, регулировании масштабов и структуры высшей школы и рынка труда. Общая концепция воспроизводства кадров с высшим образованием способствует углубленной разработке региональных концепций совершенствования взаимодействия высшей школы с потребителями, упорядочению местных рынков труда. В силу разрушения единого народнохозяйственного комплекса страны, процессы регулирования производства кадров и их трудоустройства посредством рынка труда происходят в большей степени на региональном уровне. Поэтому в данной работе большое внимание уделяется именно этому аспекту. Вместе с тем, показаны ограниченность возможностей рыночного механизма как регулятора отношений высшей школы с потребителями ее продукции, и необходимость существенного повышения роли централизован-