СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................... 3
ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ............................. 15
1.1. Специфика социокультурного подхода в исследовании подростковой делинквентности................................ 15
1.2. Институциальные аспекты в раскрытии механизмов детерминации делинквентного поведения российских подростков............ 22
1.3. Экспертиза основных направлений и сфер работы с
делинквентными подростками в современной России............ 48
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ПОДРОСТКОВ-ДЕЛИНКВЕНТОВ................................................ 64
2.1. Семья как первичный субъект и малое социокультурное пространство формирования и преодоления делинквентности подростков.................................................. 64
2.2. Проблема социокультурной среды подростковой делинквентности
в оценках российских экспертов........................... 86
2.3. Ювенальная юстиция как особая правовая форма институциализации социокультурных механизмов преодоления
делинквентности подростков в современной России............ 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................. 130
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................... 135
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Рост преступности, ее периодическое обострение - проблема любого общества. Особенность преступности современного общества состоит в том, что ее общий рост во многом вызван ростом подростковой делинквентности. И, несмотря на усилия государства снизить рост преступности, происходит только ее расширенное воспроизводство. Так подростковая делинквентность становится общей проблемой теории социальной девиации, ее разделов, связанных с анализом факторов преступности.
Общая причина такого положения состоит в том, что социокультурная среда подростка, формируя и определяя его мировосприятие, его ценностные установки, является продуктом развития всего общества, всех его институтов, в то время как решение вопросов подростковой преступности чаще всего происходит лишь в узких рамках уголовного законодательства и институтов права. В результате действия этого противоречия происходит не только рост количества преступлений, совершаемых в несовершеннолетнем возрасте. Возникают условия, которые, с одной стороны, накладывают глубокий отпечаток на дальнейшую судьбу подростков, формируя особую криминальную субкультуру, с другой стороны, эти условия в значительной степени определяют характер развития самого общества, уровень развития его институтов, направленность развития культуры.
С этой точки зрения, более конкретно, актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, по существующему уровню и характеру подростковых правонарушений можно судить о состоянии преступности грядущих лет. Во-вторых, тем, что в настоящее время единственными воспитателями делинквентных подростков часто остаются инспекторы по делам несовершеннолетних, но работают они с ними только как с нарушителями закона, а не как с особой возрастной социальной группой. Закрепление же за подростком ярлыка
разнообразных форм психокоррекции и социальной реабилитация, выбор которых должен определяться институциальной определенностью социокультурной среды проживания подростка, а не только нормами законодательства.
• В отличие от мероприятий по гуманизации уголовно-правовых мер в отношении несовершеннолетних, возможности формирующейся в России ювенальной юстиции заключаются в том, что она является правовой формой институциализации социокультурных механизмов профилактики и реабилитации, действие которых определит возможность преодоления карающего подхода к работе с несовершеннолетними преступниками и создания эффективных форм сотрудничества различных государственных, общественных, молодежных организаций и социальных учреждений для решения проблемы подростковой преступности. Реабилитационные возможности ювенальной юстиции представляются как результат соединения двух разнородных социокультурных образований: правовой системы борьбы и профилактики преступности несовершеннолетних и личностно определяемого попечения о подростках.
Теоретическая и практическая значимость работы
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней обосновывается необходимость и преимущество социокультурного подхода к изучению проблемы подростковой делинквентности, начиная с раскрытия причин и заканчивая применяемыми к подросткам методами профилактической и реабилитационной работы. Результаты проведенных исследований позволяют выработать критерии оценки особенностей и механизмов взаимодействия подростков-правонарушителей, их семей со всей системой социальных институтов и учреждений с целью эффективной профилактики правонарушений несовершеннолетних и создания устойчивых позитивных социокультурных механизмов, предотвращающих подростковую делинквентность.
13
Практическая значимость работы обусловливается возможностью использовать результаты исследования для разработки рекомендаций по усовершенствованию механизмов работы с несовершеннолетними правонарушителями и преступниками. Анализ проблем социокультурной среды подростковой делинквентности, осуществленный в рамках диссертационного исследования, может быть использован в учебном процессе при чтении курсов по социологии семьи, социологии девиантного поведения, социологии культуры.
14
- Київ+380960830922