2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ................................................. 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ........................................ 13
1.1. Политическая субъектность в современной России ............................................. 14
1.2. Политические партии и движения, их субъектное представительство в государственно-управленческой элите ............................ 31
Выводы ............................................ 52
ГЛАВА II. СТРУКТУРНАЯ ДИНАМИКА В ПРОСТРАНСТВЕ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..................... 53
2.1. Генезис партийно-политической системы постсоветской России ............................... 54
2.2. Структурные изменения в поле политического взаимодействия ............................... 73
Выводы ............................................ 94
ГЛАВА III. СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ........................... 95
3.1. Структура политического взаимодействия в системе государственного управления .... 96
3.2. Структурные изменения в Государственной Думе Российской Федерации ......................... 116
Выводы ............................................ 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................... 137
ЛИТЕРАТУРА ............................................... 141
5
точном состоянии. Если на Западе основную роль з становлении гражданского общества играют общественные объединения (добровольные ассоциации граждан), в большинстве случаев не связанные с политикой, то конституирующим элементом российского гражданского общества выступают политические партии.
В формировании партийной системы посттоталитарного общества следует выделить роль партии-преемницы бывшей правящей партии (в России это КПРФ), роль ''партии власти", которая в России пока не сформировалась, дать характеристику оппозиционных партий. В современной России идут интенсивные процессы партийного структурирования общества, хотя доминирующую роль в борьбе за власть продолжает играть административный ресурс.
Квинтэссенцией политической системы служит подсистема государственного управления, ответственная за состояние общества, уровень безопасности и благосостояния его членов. И в этой области постсоветский период характеризуется сложными переходными процессами, установлением типизированных отношений между Президентом и парламентом, палатами Федерального Собрания РФ, федеральным центром и регионами. На нынешний момент российскую схему разделения властей можно назвать президентско-парламентской, что отражает как большие полномочия главы государства, так и существенное политическое влияние Федерального Собрания.
Внутри самого парламента также идут интенсивные процессы становления корпоративной культуры, партийного структурирования, распределения власти в организационной
16
ность и во всех ключевых вопросах контролировались Москвой, пресекавшей всяческие поползновения автономии.
В постсоветском обществе ситуация качественно изменилась . Хотя «перестройка» была начата М.Горбачевым в рамках КПСС и в интересах номенклатуры, имея целью адаптацию к существенным изменениям во внешней и внутренней среде функционирования, удержать контроль над ситуацией руководителям партии и государства не удалось. Вслед за распадом СССР развалилась и КПСС, что положило качало процессу формирования многочисленных политических партий и движений, который продолжается в несколько менее интенсивной форме и поныне. Несомненными достижениями либерально-
демократической политики стали формирование реальной избирательной системы, утверждение Федерального Собрания как легитимного политического субъекта, укрепление независимости судебной власти, отмена идеологической монополии и стремительный рост свободы средств массовой информации, увеличение самостоятельности субъектов Российской Федерации .
Если ранее собственно политическая деятельность целиком определялась идеологическими установлениями Политбюро ЦК КПСС, то сейчас она располагает значительно большей автономией. Политический субъект российского общества ныне дифференцирован и находит воплощение в разнообразных партиях и политических движениях, органах законодательной власти, приобретает не только федеральное, но и региональное измерение, проявляется в деятельности местного самоуправления. Другое дело, что объем власти и реальная воз-
17
можность политического контроля у этих разновидностей политических субъектов различны, но они уже не фиктивны, как раньше, и соотношение сил постоянно меняется. История президентских и парламентских зыбороз, а также выборов в региональные и местные органы власти в постсоветской России убедительно демонстрирует наличие качественно новой политической реальности, методов и средств политической борьбы, изменений в массовом политическом сознании.
С другой стороны, если ранее попадание в номенклатуру становилось венцом политической карьеры индивида и немедленно обеспечивало его высокий социальный статус и ассоциированные с ним материальные и престижные блага, то теперь политический капитал не находит автоматического материального и символического подкрепления и нуждается в конвертации в другие формы. Однако возможность этой конвертации существует и легко воплощается в действительность, что уже доказано историей формирования крупнейших «олигархических» состояний в первые годы реформ и постоянно воспроизводится практикой текущей политической жизни. Взаимная ротация политических, экономических и административных кадров, интенсивная конвертация политического капитала в символическую и экономическую форму (и обратно!) стали неотъемлемыми процессами российской политической жизни.
Дальнейший анализ политической субъектности современной России требует выбора методологической основы и исследования с ее помощью оснозных свойств и атрибутов политических субъектов. В качестве такой методологической основы используется теория политического поля выдающегося фран-
- Київ+380960830922