Ви є тут

Социальный феномен студенческой занятости в современном обществе

Автор: 
Ворона Мария Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Артикул:
191870
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЛЕГИТИМАЦИЯ ФЕНОМЕНА СТУДЕНЧЕСКОЙ ЗАНЯТОСТИ...............................:..................п
1.1. ЛЕГИТИМАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЗАНЯТОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ........................................17
1.2. ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ: РАКУРСЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЯСНЕНИЙ..............................................38
ГЛАВА 2. ТРАЕКТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ В АСПЕКТЕ ЗАНЯТОСТИ............................51
2.1. СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ РАБОТАЮЩИХ
СТУДЕНТОВ ..............................................52
2.2. ЖИЗНЕННО-СТИЛЕВЫЕ СТРАТЕГИИ РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ...77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ.......................
100
115
3
Введение
Актуальность исследования обусловлена растущим рассогласованием условий получения высшего профессионального образования с требованиями и предложениями со стороны рынка труда. Следствиями трансформации системы высшего образования в нашей стране стали девальвация дипломов многих специальностей на рынке труда и рост безработицы среди выпускников вузов. Растущий поток дипломированных специалистов и отсутствие возможности их трудоустройства привели к дисбалансу в сфере занятости.
Данное противоречие нашло отражение в сознании и поведении молодежи: сложившаяся ситуация свидетельствует о коренных изменениях в структуре ценностных ориентаций молодого поколения, что сказывается на жизненном самоопределении молодых людей. Указанные трансформации происходят в условиях смены государственной идеологии и затянувшегося периода системной и структурной трансформации российского социума, что привело к кардинальным изменениям социально-статусной иерархии, повысив роль высшей школы и профессионального самоопределения в достижении жизненных целей. Современное общество характеризуется множественностью направлений социального развития, где для молодежи нет строго определенной и единственной социальной перспективы. В этих условиях возможны различные стратегии поведения и варианты социальной динамики, что имеет особое значение для социально-демографических групп, вступающих в сферу труда и осуществляющих выбор профессиональных ориентаций. Одной из таких групп является студенческая молодежь, поскольку именно период обучения в вузе совпадает со временем формирования профессиональных и личностных качеств, необходимых для будущей конкурентоспособности индивида во всех сферах общественной жизни.
Учитывая то, что высшее образование сегодня уже не является гарантией востребованности и успешной профессиональной самореализации, студенты очной формы обучения изменяют модель жизненно-стилевой страте-
12
лении социального капитала как индивидуального атрибута, дающего серьезные преимущества в достижении жизненных целей, карьере, доступе к информации.
3. По итогам анкетирования и фокус-группы автором было выявлено три основные группы поведенческих стратегий работающих студентов: «работа-деньги», «работа-опыт» и «работа-статус». Работа ради денег не требует специальных навыков и, как правило, приносит сравнительно большие доходы (с точки зрения человека, не имеющего высшего или другого профессионального образования и стажа работы). Исследование показало, что такую работу в большинстве случаев выбирают студенты с низким уровнем экономического дохода. Те, кто выбирают второй вид стратегии, рассчитывают, прежде всего, на получение опыта но специальности и руководствуются расхожим мнением о необходимости практического навыка работы для успешного трудоустройства. С целью получения опыта студенты устремляются на работу, не придавая значения денежному вознаграждению за труд. Для третьей группы студентов характерно наличие возможности получения дополнительной записи в трудовой книжке, накопления символического капитала и восприятие юридически оформленных трудовых отношений как атрибута встроенное™ в отношения занятости.
4. Критическая рефлексия встроенное™ студенческой молодежи в систему новой социальной ткани, синхронизации индивидуального развития и социальных изменений показала, что даже в том случае, если работа не совпадает с получаемой специальностью, она в значительной степени способствует профессиональной интеграции и самореализации, поскольку расширяет сферы общения, позволяет накапливать социальный опыт и связи. Если характер трудовой деятельности совпадает с будущей профессией, то работа в данном случае является своего рода «заменителем», компенсацией малоэффективной на сегодняшний день производственной практики. А приобретенный опыт работы по специальности, наличие которого является обязательным условием при приеме в большинство организаций и фирм, в значитель-
ной мере расширяет возможности достойного выхода студента на рынок труда. В ситуации, когда направления на работу выпускников вузов стали единичными случаями, вторичная занятость студентов, соответствующая их специализации, нередко преобразуется в полноценное рабочее место после получения диплома.
5. Профессионально-трудовая адаптация студентов и молодого поколения в целом может быть осуществлена лишь при условии, если инклюзия молодых людей в экономическую сферу будет происходить параллельно с процессом формирования позитивной самоидентификации с рыночными структурами. Однако, выход студентов как одной из наиболее слабозащищенных и легкоуязвимых социальных 1рупп на российский рынок труда сопровождается эскалацией социальных противоречий. Профессионально-трудовая адаптация осложняется конфликтом между реальной трудовой деятельностью молодых людей и мотивацией, включением в сферу занятости и самоидентификацией с ней. Легитимация студенческой вторичной занятости создается агентами высшей школы, заинтересованными одновременно в росте списочного состава обучающихся и в своевременной адаптации своих выпускников на рынке труда. Разрешение противоречия между учебой и работой находит свое выражение в символическом контракте между высшим образованием и сферой занятости, легитимирующем регулярное пополнение вторичного рынка труда дешевыми человеческими ресурсами со студенческой скамьи.
6. В контексте роста вторичной занятости студентов и конформности высшей школы, происходит вытеснение приоритета образования, которое получает по преимуществу номинативный характер. Нивелирование контрадикторных отношений представляется возможным посредством трансформирования схемы администрирования в вузах (создания единой адаптивной системы практики и трудоустройства, расширения полномочий студенческих кадровых служб, введения гибкой системы академических кредитов, предусмотренных Болонской декларацией). Решению обозначенной проблемы также может способствовать оптимизация системы трехстороннего взаимо-