Ви є тут

Учительство в социальной структуре современного российского общества : Социальная динамика и адаптация

Автор: 
Волков Алексей Павлович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270591
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 - 13
ГЛАВА 1 .МЕСТО УЧИТЕЛЬСТВА В ОБЩЕСТВЕ 14 - 62
1.1 Социальная структура общества,
социальная мобильность и проблемы адаптации 14 - 42
1.2 Учительство как особая социально-профессиональная группа. 43 - 62
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА АДАПТАЦИИ РОССИЙСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД СОВРЕМЕННЫХ РЕФОРМ. 63 - 163
2.1 Исторический обзор положения российского учительства. 63-81
2.2 Переходный характер российского общества
и проблемы процесса адаптации. 82-114
2.3 Анализ основных параметров учительства как
социально-профессиональной групны на современном этане. 115 - 149
2.4 Перспективы развития социально-профессиональной
группы учительства. 150 - 163
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164-169
ПРИЛОЖЕНИЯ 170 - 185
ЛИТЕРАТУРА 186-198
3
ВВЕДЕНИЕ
Современное российское общество проходит тяжелый путь радикальной системной трансформации: экономической модели, социально-политической структуры и основополагающей мировоззренческой парадигмы. Коренным образом изменились взгляды, идеалы и поведение огромной части населения России, в основном сформировалась новая социазьная структура. Социально-политические и экономические перемены коснулись буквально всех сфер жизнедеятельноеги общества, в том числе школьного образования, важнейшего звена в воспроизводстве трудовых ресурсов, интеллектуального и духовного потенциала страны
В этой связи актуализируется изучение одного из основных субъектов школьного образования - учительства, его функций, роли и места в социальной структуре и общественном процессе.
Актуальность диссертационною исследования объясняется важностью роли учительства в процессе формирования нового общества, отражающейся в реализации таких его социальных функций, как: воспроизводство норм и ценностей; общественно - консолидирующей и гуманистической функций, развитие людских ресурсов, производство рабочей силы, влияние на систему профессиональных функций и статусов. Реализация этих функций учительством зависит от целог о комплекса условий, создаваемых государст вом и обществом.
Актуальность работы определяется также динамикой современной социальной структуры, глубиной и напряженностью социальных и профессиональных проблем, необходимостью сочетания, взаимодействия познавательно-технократической парадигмы развития образования (включающей в себя передачу знаний, формирование умений и навыков для гармонически и всесторонне развитой личности) и гуманистичсско-аффективной, предполагающей создание условий для развития всех положительных задатков, способностей, наклонностей, заложенных в каждом человеке.
IS
статистики народною хозяйства СССР и союзных республик, профессионального учета1.
Широко развертываются исследования стратификации (под названием социально-слоевой структуры общества) и социальной мобильности (то есть социальных перемещений, как это утвердилось в социолотческой терминологии того времени).
В 1974 г издается сборник переводов и обзорных статей по проблемам социальной мобильности: П.Сорокин, Р.Эллис, В Лэйн, С. Липсет, Р.Бсндикс, К.Болте, К.Сваластога и лр. В предисловии к сборнику отмечалось, что в методике исследований процессов социальной мобильности и математическом аппарате, применяемом «буржуазными социологами», есть немало интересного и для соииологов-марксистов2. Фактически в это время происходит становление отрасли социологического знания, социологии социальной структуры.
В связи с анализом структуры отдельных классов и групп возникает интерес к проблематике их социального воспроизводства: изменению социалыю-демо!рафичсского состава. социальным источникам пополнения, профессиональной и образовательной мобильности Отмечаюсь снижение доли выходцев из крестьян и повышение удельного веса выходцев из рабочих, интеллигенции, служащих; возрастание роли отраслевых и региональных факторов; качественные сдвиги в образовательно-квалификационном уровне; различия в адаптации молодых рабочих на производстве и др.
В том же направлении велись исследования высшей шкоды. Опрос студентов высшей школы в середине 70-х гг. в шести регионах страны обнаружил существенные различия между учащимися вузов различного профиля по «выходу» из разных социальных ipynn, мотивам поступления в высшую школу, жизненным планам, ценностным ориентациям. И здесь опять-
• Изменение классовой структуры общества п процессе строительства социализма и коммуиигма/Гл рсл. Г Е Глезсрмаи М ВПШ и АОН, 1%4. Проблемы и шемсиия социальной сфукчурм советского общества / Г1од рсд Ц.А. Стсоашша и В С. Семенова. М.: Паука. 1%&
Проблемы соцна.и.ной мобильности. ки. 1.2 Сер. Переводы и рефераты la рубежом «Под рея М.Н.Рутксвича и Ф. Р. Филиппова М. ИНИОН. ИСИ АН СССР, Ю74.
19
таки отмечалась усиливающаяся социальная неоднородность советского общества1.
Наиболее деидеологизированной сферой была разработка инструментария исследований социально-классового расслоения, в рамках которого система критериев межклассовых и внутриклассовых различий переводилась в соответствующие показатели и индикаторы2.
Исследования, проведенные в начале 80-х гг. в Горьковской области, Башкирии и других регионах, выявили замс1ные различия между основными слоями рабочего класса, а крупномасштабные обследования шгтеллигенции позволили уточнить 1раницы неоднородного слоя «специалистов»'.
Г.И.Заславская выделила в социальной структуре три группы: высший класс, низший класс и разделяющую их прослойку. Основу высшею слоя составила номенклатура, включающая высшие слои партийной, военной, государственной и хозяйственной бюрократии. Она являегся собственником национального богатства, которое использует по своему усмотрению. Низший класс образуют наемные работники государства: рабочие, крестьяне, интеллигенция. У них нет собственности и прав участвовать в распределении общественной собственности. Социальную прослойку между высшим и низшим классами образуют социальные фуппы, не имеющие частной собственности и нрава распоряжаться общественной, во всем зависимые от номенклатуры4.
Социальная мобильность становится предметом изучения не только социологов, но и экономистов, статистиков, демографов Крупмомаспгтабное исследование социальной мобильности ИСИ АН СССР (1984—1988 гг., руководитель Ф.Р.Филиппов) осуществлялось в 12 республиках и областях
Высшая шкода как фактор клмспсния социальном струпу ры ралятот социалистического обшоства / От. ред. М.II. Рутксвич и Ф.Р.Фидигшов М Наука, 1978
' Amon H.A.» Филиппов Ф Р. У пропало*: развитием социально« структуры со вс i с кем о общества/ Под рсл В. А. Мазурова М: Наука, 1988
1 Айтов Н А Советский рабочий М Политисш. 1981. Астахова В И Советская кнтехткгениия и сс роль в общественном прогрессе Харьков: ХГУ. 1976. Социальное развитие советской интеллигенции / Отв. рсд Р.Г. Якоккий. М.. Наука. 1986.
* Заславская Т.Н. Стратификация современного российского общества // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. М. 1996. Л? I.